Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Как защитить ребенка от агрессии сверстников

24.04.14 | Категория: Воспитание детей

Насилие и агрессия в школеДень защиты детей прошел успешно: государство в очередной раз отчиталось о проделанной работе, всем обывателям в доступной форме объяснили, что детей обижать нельзя и вообще это не по-человечески. Однако при этом забыли рассказать о том, как поступать, если над твоим ребенком издеваются в школе, бьют во дворе и вымогают деньги. Когда ваше любимое чадо приходит домой с ободранными коленями и фингалом под глазом, размазав сопли по лицу, со словами: «Я подра-а-а-лся!» - поначалу вы воспринимаете это как очередной этап взросления ребенка, мол, растет человечек, куда без этого. Но когда синяки и ссадины появляются на теле ребенка с завидным постоянством, а при словах «улица», «школа» он впадает в истерику, становится ясно, что ситуация перестала быть нормальной и пора родителям разобраться в ситуации. Насилие необязательно проявляется в форме синяков и ссадин, намного страшнее насилие над неокрепшей психикой ребенка и не важно, от кого исходит насилие, от сверстников или педагогов. Последствия могут быть самыми разными: от депрессии, попыток суицида или вспышки агрессии загнанного в угол человека, который в таком состоянии способен на все, вплоть до убийства обидчика. Развлекательные сайты рунета могут похвастаться большой коллекцией видеороликов со сценами школьного насилия, когда толпа подростков беспричинно избивает «жертву». Нельзя сказать, что раньше этого не было. Было. Достаточно вспомнить советский фильм "Чучело" или 90-е годы с их молодежными группировками и жестокими законами улицы, когда своего же за небольшую провинность могли забить кусками арматуры едва не до полусмерти. Дети и родители с точки зрения закона Первое желание родителя, узнавшего о подобных проблемах ребенка, - пойти и отлупить обидчика что есть сил, и неважно, что это ребенок. Желание вполне понятное и объяснимое, но незаконное. Надо искать другой выход из ситуации. Кто-нибудь из вас задумывался над тем, как закон относится к несовершеннолетним? Семейный кодекс РФ (ст. 54) признает ребенком лицо, не достигшее 18-летнего возраста. Так как в силу возраста ребенок не всегда в курсе происходящего вокруг него и не всегда понимает объем своих прав и обязанностей, защиту интересов ребенка осуществляют родители или лица их заменяющие (ст. 56 СК РФ). Обязанность по воспитанию ребенка также лежит полностью на родителях. Соответственно, и вред, причиненный чадом нерадивых родителей, обязаны возмещать последние. По этому поводу Гражданский кодекс РФ предусмотрел целых две статьи: ст. 1073 «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет» и ст. 1074 «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет». Это значит, что вместо того чтобы идти лупить соседского пацана или вызывать на мордобойную дуэль его отца, которая будет квалифицироваться впоследствии либо как хулиганство, либо как причинение вреда здоровью определенной степени тяжести, можно без лишней пыли наказать виновника рублем. Для этого необходимо: 1) зафиксировать факт причинения вреда (неважно имущественного вреда или вреда здоровью). Как вы будете это делать, тоже неважно: с привлечением свидетелей, экспертизы, участкового и т.д. В данном случае подойдут все средства доказывания. 2) обратиться в свое подразделение комиссии по делам несовершеннолетних с заявлением, которое вам помогут составить там же. Эта комиссия держит под присмотром всех малолетних хулиганов в округе, а также их родителей, и при наличии достаточных оснований в судебном порядке может лишить их родительских прав. Одним из оснований является невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию ребенка, которые вовремя не объяснили ему, что рукоприкладство - плохо. 3) обратиться в суд с иском о взыскании имущественного и морального вреда: - к родителям обидчика вашего ребенка, если на момент причинения вреда ему не исполнилось 14 лет (ст. 1073 ГК РФ) - к родителям и обидчику, если на момент причинения вреда ему исполнилось 14 лет (ст. 1074 ГК РФ). В данном случае вред взыскивается в солидарном порядке (т.е. с ребенка и с родителей в той части, в которой он не может возместить ущерб). Так как родители являются законными представителями ребенка (ст. 52 ГПК РФ), для представления его интересов в суде доверенности не требуется. В заявлении подробно описываются все обстоятельства дела и указывается размер требований. При этом помните, что требование возмещения морального вреда, хоть и выражается в денежной форме, но госпошлина оплачивается в этой части требования как за иск неимущественного характера, то есть в размере 100 рублей (ст. 333.19 НК РФ), поэтому с размером компенсации морального вреда можно не стесняться. Уголовная ответственность несовершеннолетних Если гражданское законодательство не признает ответственности малолетних и частично признает ответственность подростков, то уголовное законодательство в этом отношении немного жестче. По общему правилу ст. 20 УК РФ к уголовной ответственности привлекается лицо, достигшее на момент совершения преступления 16 лет. Однако по отдельным видам преступлений, например, таким, как убийство, причинение тяжкого вреда здоровью или средней тяжести, угон, кража, грабеж, вымогательство и др., уголовная ответственность наступает с 14 лет. Это особенно важно знать подросткам, стремящимся утвердиться с помощью издевательств над сверстниками или занимающимся денежными поборами. Отдельно хотелось бы сказать о проблеме денежных поборов. С точки зрения уголовного законодательства, это не что иное, как вымогательство (ст. 163 УК РФ). Сесть по этой статье можно уже в четырнадцать лет. Поэтому если вы узнали, что вашего ребенка великовозрастные балбесы постоянно «щемят на деньги», у вас есть все основания обратиться в милицию, не к классному руководителю, а именно в милицию с заявлением. Даже если не удастся доказать факт вымогательства, само по себе общение с милицией окажет неизгладимое впечатление как на родителей, так и на подростка.
(голосов:7)
Похожие статьи:
В Челябинской области трехмесячный ребенок прожил два месяца с иголкой в теле. Пресс-служба Нагайбакского районного суда Челябинской области докладывает о решении в отношении центральной районной поликлиники. Мед учреждение должно выплатить компенсацию семье малыша за неудачную и повлекшую томные последствия инъекцию. Поводом для судебного разбирательства стала застрявшая в ягодице трехмесячного малыша, игла. В 2008 году в детском отделении поликлиники медсестра делала мальчугану инъекцию внутримышечно. При всем этом иголка отломилась у самого основания и осталась в теле малыша. Сотрудникам поликлиники не удалось без помощи других извлечь злосчастную иглу. Малыш был ориентирован в целебное учреждение Магнитогорска, да и там пробы посодействовать ребенку оказались безуспешными. Прошло два месяца, до того как игла была удалена из ягодицы мальчугана в детской поликлинике Челябинской области. Мальчишка прооперирован четыре раза. Три операции пришлось провести с применением общего наркоза. Бессчетные вмешательства докторов оставили на ягодице малыша большой шрам. Мама мальчугана обратилась в трибунал и востребовала возмещения вещественного и морального вреда. Трибунал удовлетворил иск дамы и обязал администрацию районной поликлиники выплатить истице 70 000 рублей за причиненный моральный вред и восполнить расходы на транспорт и адвоката в сумме 3270 рублей. Дозиметр радиометр приобрести личный и бытовой. Работа дозиметра базирована на измерении мощности дозы в определенный просвет времени в период наличия на некий местности.

Выделяем ребенку карманные деньгиТолько от вас, родителей, зависит, в каком возрасте ваш ребенок получит свои первые карманные деньги. Но если вы почувствовали, что он уже достаточно самостоятелен, чтобы распоряжаться некоторой суммой денег, то прежде, чем выдать ему первую «зарплату», познакомьтесь с несколькими простыми правилами. 1. Мотив выдачи карманных денег Устройте что-то вроде семейного совета, и в присутствии всех членов семьи объявите ребенку, что вы считаете его уже достаточно взрослым и ответственным, чтобы владеть деньгами. Ответственность и ваше доверие – вот единственный мотив, который должен толкать вас к этому решению. 2. Сумма в неделю Установите приемлемую для вас сумму, которую будете выплачивать ребенку еженедельно. Размер суммы роли не играет, он зависит от вашего благостостояния и от потребностей ребенка. Выберите день, в который будет происходить выплата. Пусть это будет нейтральный день в середине недели (вторник, среда, четверг), чтобы он не ассоциировался у ребенка с завершением недели, подведением итогов учебы и т.п. 3. Эти деньги не контролируются родителями С учетом первого пункта, вы не должны осуществлять контроль за тратами ребенка, диктовать ему, как и на что потратить его личные деньги. Поскольку ваша цель – научить чадо владеть деньгами, вам следует предоставить ему эту возможность. Он может откладывать деньги на какую-то крупную покупку, или тратить их в течении недели или за один день, но это должно быть его собственным выбором. 4. Этих денег нельзя лишить Когда ребенок схватил двойку, надерзил или натворил что-то еще, достойное наказания, - вас так и подмывает лишить его еженедельной выплаты. Этого не следует делать. Наш мотив – доверие и ответственность, поэтому не будем превращать карманные деньги в метод воспитательного воздействия и манипулирования ребенком. По этой же причине не следует увеличивать сумму за отличные успехи или хорошее поведение. Эти понятия не должны смешиваться в голове у ребенка. Выдавая деньги, не говорите ему: «Ты на этой неделе хорошо потрудился, честно заработал» или «Выдаю тебе деньги, хотя и не следовало бы, учитывая твое поведение». Воздерживайтесь от таких фраз. Выдача денег должна быть будничным событием, на котором не следует заострять особого внимания и не придавать ему никакой эмоциональной окраски. 5. Не выдавайте карманные деньги раньше назначенного срока Даже если ребенок очень просит, не поддавайтесь и не выдавайте карманные деньги раньше срока. Ведь наша цель – научить пользоваться деньгами рационально и ответственно. 6. Не перекладывайте свои расходы на ребенка То, что вы считаете нужным купить ребенку, покупайте на свои деньги, как делали это и раньше. Но бывает, ребенок просит купить что-то такое, чего вы не купили бы ни при каких обстоятельствах. В таком случае нужно обосновать свою позицию, и если ребенок продолжает упорствовать, не препятствовать ему купить желанную вещь на его личные карманные деньги.

Ребенок один домаРоссийское законодательство За последние годы в России увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Кроме того, на совести беспечных родителей случаи, когда дети страдали и даже погибали от рук маньяков и насильников. Статья 156 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка, "если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним". Жестокое обращение может выражаться в непредоставлении питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении достоинства ребенка, издевательствах, нанесении побоев; оно наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев; либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов; либо исправительными работами на срок до одного года; либо ограничением свободы на срок до трех лет. Несмотря на то, что эта статья в принципе подходит для наказания беспечных родителей, на практике она почти не действует. Юристы говорят, что на скамье подсудимых практически никогда не оказываются родители, оставившее малыша без присмотра на детской площадке. Согласно статье 125 УК РФ ("Оставление в опасности"), заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев; либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов; либо исправительными работами на срок до одного года; либо арестом на срок до трех месяцев; либо лишением свободы на срок до одного года. Мировой опыт В США действует система обеспечения благополучия ребенка (child welfare system). Чаще всего американские семьи сталкиваются с этой системой после того, как на них подают жалобы на насилие над ребенком или на оставление ребенка без присмотра, непредоставление ребенку достойных условий проживания и пр. Совокупность действий родителей называется "дурным обращением с ребенком"(child mistreatment) это действия родителя/родителей или опекуна (няни, воспитателя, учителя и пр.), которые привели к смерти, серьезному физическому или эмоциональному ущербу, к эксплуатации ребенка, либо к возникновению риска для жизни и здоровья ребенка. Непринятие действий, которые могли бы предотвратить ущерб ребенку, также считается "дурным обращением". Специальные государственные агентства, контролирующие действия взрослых, не вмешиваются, если ребенок пострадал в результате действий посторонних людей этого рода преступниками занимаются правоохранительные органы. В разных штатах США действуют различные законы и правила по защите детей. Соответственно различаются и методы применения этих законов. Однако во всех штатах любой человек имеет право сообщить соответствующим органам (как правило, полиции) о своих подозрениях в отношении дурного обращения с детьми Детей, которым угрожает серьезная опасность, направляют в приют, к родственникам или отдают под опеку другой семьи на время расследования и суда. В менее серьезных случаях за провинившимися родителями устанавливается наблюдение, причем родители обязаны пройти обязательные консультации с психологом. Большинство детей, которые были отобраны у беспечных родителей, переселяются к родственникам или в семьи опекунов (те получают государственные пособия на ребенка). Если это невозможно, дети попадают в детские дома и дома для совместного проживания "трудных" и бездомных подростков (для их обозначения используется термин "групповые дома"/group home). В Великобритании оставление детей в возрасте до 14 лет одних без присмотра взрослых считается уголовным преступлением. Создано специальное государственное Агентство по защите детей, которому поручено заботиться о том, чтобы несовершеннолетние британцы не испытывали финансовых трудностей, не голодали и не подвергались насилию ни дома, ни на улице. Большую роль играют также британские социальные службы, которые следят за тем, чтобы маленькие дети не оставались без присмотра взрослых. В Германии предусмотрена уголовная ответственность за оставление ребенка до 14 лет одного (без присмотра родителей или взрослых) даже на 1015 минут.

Почему родители бьют детейВопрос о том, почему вполне нормальные родители (не наркоманы, не алкаши) бьют своих детей, издеваются над ними, имеет множество ответов. Поищите ниже в грустном списке – возможно, что-то касается лично вас, и вы в состоянии это изменить. Причины, по которым родители бьют своих детей Традиция Русскую пословицу "Учи дитя, пока поперек лавки лежит, а вытянется вдоль – поздно учить" многие родители понимают буквально. Учить – значит пороть. Возможно, людей смущает упоминание о том, что ребенок лежит на лавке. Как можно учить лежащего на лавке? По попе его, по попе! Действительно, в России порка занимала почетное место в системе воспитания – березовой кашей (розгами) кормили детей и в крестьянских семьях, и в купеческих, в дворянских. Часто даже не за конкретную провинность, а в профилактических целях. Допустим, в доме какого-нибудь купца Ерепенина сыновей пороли по пятницам – за всю неделю, небось, найдется за что. На самом деле смысл этой пословицы в том, что воспитывать ребенка надо, пока он мал. Когда вырастет – будет уже поздно, то есть бесполезно, воспитывать. А вот уже выбор методов воспитания – дело родителя. До сих пор многие родители не понимают, как можно детей не бить. Не бить – значит портить (тоже народная "мудрость"). Вот и бьют, не задумываясь, часто ведь даже без злобы, а только желая выполнить свой родительский долг. А еще вешают ремень на гвоздик – для напоминания о расплате за шалости. Кстати, пороть детей в воспитательных целях было принято не только в России, но и в просвещенной Европе. Но ведь практику эту давно осудили, и вообще – 21 век на дворе. Пора применять новые технологии! Наследственность Меня били – и я своих детей бью. Очень распространенная причина – насилие порождает насилие. Обиду на родителей такие люди вымещают на своих детях. Или просто не представляют, что можно иначе. Когда им говоришь, что бить ребенка нельзя, они отвечают: "Нас били, и ничего, выросли не хуже других, а может, и лучше. Никто из нас не наркоман, не вор". Поэтому пожалейте уже сегодня будущих внучат – не бейте так нещадно своих отпрысков. Скудный словарный запас Многие родители хватаются за ремень, как за спасательный круг. Словарный запас у них настолько бедный, мысли такие коротенькие-коротенькие, что друг за дружку не цепляются – шестеренки в мозгу не крутятся, мыслительный процесс буксует. Где уж тут объяснить детям, почему вот так поступать нельзя. Проще дать ремня. Иногда человек сам признает (хотя бы в душе), что для беседы с ребенком ему не хватает каких-то элементарных знаний и просто мыслительных навыков. Тогда ему нужно сделать над собой усилие и заняться самоликбезом. Ну хотя бы советоваться с коллегами, у которых дети такого же возраста, читать журналы для родителей. Глядишь, и словарный запас обогатится, станет легче разговаривать с детьми. Если же родитель совсем тупой и при этом злой – будет бить и дальше. Ощущение своего ничтожества Иногда собственный ребенок – это единственный человек, которому, грубо говоря, можно дать в морду. Например, мужчина лет сорока – по натуре трус, при этом страшный зануда и педант. С неба звезд не хватает, карьеру не сделал, но почему-то убежден, что жизнь к нему несправедлива. На работе начальника презирает, но не смеет ему сказать об этом, вынужден молча подчиняться. В постели с женой несостоятелен, после каждой неудачи злится на нее, дуется по два дня. С коллегами тоже не ладится, друзей нет. Никто его не боится, не уважает. А тут десятилетний сын – чашку за собой не вымыл, тапочки в прихожей не поставил строго параллельно. Отец замахивается – видит страх в глазах сына, и с наслаждением бьет. А потом с таким же наслаждением слушает лепет: "Папочка, папочка, я больше не буду…" Сын в его власти – как не воспользоваться? Ведь кроме отцовской другой власти у него нет, а иметь хочется – необоснованные амбиции душат. В такой ситуации лучше всего, если мать ребенка найдет в себе смелость урезонить мужа. Поскольку он трус, его можно припугнуть оглаской (еще раз тронешь ребенка – расскажу всем твоим родственникам и позвоню на работу), разводом. Мама должна показать свою силу и активно заступаться за ребенка. Ведь поводы для битья у подобного типа отцов обычно мелочные и даже нелепые. Если же дать такому папе волю, он из зануды превратится в домашнего тирана. Тогда хоть из дому беги. Сексуальная неудовлетворенность Есть люди, которые не могут "обычным путем" достичь сексуального удовлетворения. Например, некоторые супружеские пары перед близостью должны обязательно поссориться, чтобы потом испытать сладость примирения и сделать ощущения более острыми. Особенно они любят устраивать этот цирк на людях. Допустим, приходят в гости к друзьям – сначала все хорошо. К концу вечера сидят по разным углам, сначала куксятся, потом она танцует с чужим мужем, он нервно курит, пьет лишнее, выходит на улицу. Полчаса его нет – она спокойна, даже довольна. Через час начинает нервничать, просит друзей "вернуть Серёгу". Дальше все идет по давно известному сценарию. Друзья, чертыхаясь и ворча, ловят такси, едут на вокзал, где Серёга сидит в зале ожидания – ждет их (хотя говорит, что собирается уехать куда глаза глядят, лишь бы от жены подальше). Они пытаются его уломать, потом просто силой тащат в машину, привозят жене. Та вся в слезах, кидается на шею мужу, и счастливых голубков друзья в этом же такси отправляют домой – поскорее в койку. И так каждый раз, когда собираются компанией. Все над ними смеются, всем надоело, но вот такая у них любовь-морковь. Гораздо хуже, если в роли "возбудителя" оказывается ребенок. Например, маме с утра неймется, она находит повод, кричит на семилетнюю дочку, начинает ее лупить, сама заводится от этого. Когда доходит до нужной кондиции, прекращает бить. После этого сразу же усаживает девочку к себе на колени, прижимает к груди. Она испытывает просто чувственное наслаждение, когда обнимает и жалеет избитую дочурку. Таким родителям, безусловно, нужна помощь специалиста. Только вот не хотят они обращаться по этому поводу, пока не замордуют дитя вконец. Какого результата вы хотите? Иногда родители бьют своих детей, так сказать, формально, без азарта. Никаких родительских комплексов за этим не стоит, единственная цель – заставить слушаться или наказать за проступок. Удары несильные, физического вреда ребенку не причиняют. И ребенок не обижается на папу или маму, потому что знает – получил за дело. А вы знаете, что дети могут испытывать удовольствие от битья? Об этом очень много написано в специальной литературе. Например, в таких ощущениях признался французский философ Жан-Жак Руссо в своей "Исповеди". Его шлепала гувернантка, уложив к себе на колени и спустив штанишки. Прикосновения ладони к голому телу доставляли 8-летнему ребенку наслаждение. Не зря едь дети – и любовники! – играют в наказания, шлепая друг друга (ты провинился, я тебя накажу). Удары (ладонью, ремнем, полотенцем) по ягодицам вполне могу пробудить у детей чувственное удовольствие, раздражая седалищные нервы. В результате вы с ребенком, которого лупите, образуете пару садо-мазо. Разве вы этого хотели, когда приступали к телесному наказанию? Еще одно предостережение. Если вы знаете за собой привычку раздавать детям под горячую руку шлепки и подзатыльники, будьте очень осторожны. Во-первых, снимите с рук кольца. Если ударить по головке массивным обручальным кольцом, можно сделать ребенка косоглазым. Во-вторых, смотрите, где находится ребенок – можно неловко толкнуть и ударить об угол или острый предмет. В-третьих, старайтесь вообще не бить. Имейте совесть: вы же с ребенком в разных весовых категориях. Он беззащитен перед вами. Убийство детей по неосторожности – вполне реальная вещь. Моральное насилие Иногда дети на вопрос: "Родители тебя бьют?" отвечают: "Лучше бы били". Что можно делать такого с ребенком, чтобы он так ответил? Увы, иногда моральное насилие бывает для ребенка опаснее физического. Провинившегося ребенка всячески оскорбляют, заставляют долго и унизительно просить прощения у родителей, писать на листке бумаги какие-то объяснения, клятвы. Кто-то из-за пустяка не разговаривает с ребенком, пока несчастное дитя не взмолится: "Простите!" Некоторые родители заставляют кланяться им в ноги, целовать руку. Кто-то раздевает догола и заставляет стоять в таком виде посреди комнаты, причем руки по швам. В общем, фантазия у людей работает, сплошной креатив. В любом случае физическое воздействие – это всегда и моральное насилие, а моральные издевательства способны причинить вред физическому и психическому здоровью ребенка. Можно ли обойтись вообще без наказаний в воспитательном процессе? Думаю, нет. Здесь главное – не превратить наказание в насилие над личностью ребенка. Давайте поговорим об этом в следующей статье.

«« Начало Искоренение телесных наказаний – это ещё и внедрение позитивных методов воспитанияПолное искоренение телесных наказаний детей предполагает комплексный подход, включающий проведение недвусмысленной реформы законодательства в этой области, осуществление политики по защите детей и профилактике насилия в их отношении, а также проведение других мероприятий, прежде всего, воспитательно-образовательного характера, направленных на то, чтобы телесные и другие унижающие человеческое достоинство наказания детей стали неприемлемыми в человеческом обществе. Законодательное запрещение здесь играет основную роль, но само по себе оно недостаточно для обеспечения реализации основополагающих прав ребенка. Социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми, родители, сами дети и общественное мнение в широком смысле этого слова должны быть информированы о существующем законодательстве и правах ребенка на защиту. Таким образом, искоренение телесных наказаний требует проведения активной работы, как минимум, по трем направлениям, а именно: в законодательной реформе; в политике (в частности, по защите детей и профилактике насилия в их отношении); в привлечении внимания общественного мнения к этой проблеме. Законодательная реформа Искоренение телесных наказаний предполагает создание такой правовой системы, которая содержала бы ясное и недвусмысленное запрещение телесных наказаний и защищала бы ребенка от всех форм насилия повсеместно, в том числе и в собственной семье. Законодательства всех государств-членов Совета Европы запрещают преднамеренное использование насилия в отношениях между людьми. Но все дело в том, что во многих странах законы не предоставляют ребенку равную правовую защиту, по сравнению со взрослыми. В законодательстве и/или судебной практике некоторых государств сохра- няются особые исключения и смягчающие обстоятельства, оправдывающие побои ребенка разного рода юридическими эвфемизмами, типа: «разумное наказание», «правомерная коррекция» и т. п. В ряде других государств такие законодательно прописанные оправдания отсутствуют, но традиционно установившаяся практика воспитания детей, находящая свое отражение в проводимой политической линии и выносимых судебных решениях, допускает насилие в отношении ребенка, где оно преподносится как мера дисциплинарного воздействия. Телесные наказания детей имеют место в самых различных учреждениях: в школе, в группах продленного дня, интернатах, приемных семьях, в судебно-исправительных учреждениях, по месту работы ребенка, а также и в собственной семье. Во всех государствах имеются законы, запрещающие жестокое обращение и насилие в отношении ребенка, но они не истолковываются как полное и повсеместное запрещение всех телесных наказаний. Все государства согласились с положениями Конвенции ООН о правах ребенка. В некоторых из них пункты Конвенции стали составляющей частью их внутреннего законодательства, но и этого недостаточно для достижения искоренения телесных наказаний детей. Требуется такая законодательная реформа, которая исключила бы все существующие оправдания или смягчающие обстоятельства, способные воспрепятствовать применению законов о неправомерном нападении к случаям использования насилия в отношении детей с целью их наказания. Категорическое запрещение телесных наказаний и других жестоких или унижающих человеческое достоинство форм наказания необходимо для того, чтобы ясно довести до родителей и до всего общества в целом мысль о неприемлемости и незаконности насилия в отношении ребенка или кого бы то ни было еще. Недостаточно и того, чтобы высшие государственные суды вынесли постановления о незаконности телесных наказаний: на смену таким судебным решениям могут прийти другие, допускающие применение «дозированных» телесных наказаний. Иными словами, запрет должен быть ясно прописан в законодательстве. Как утверждается в Общем замечании № 8 Комитета ООН по правам ребенка, учитывая традиционное попустительство насильственным и унижающим формам наказания ребенка, все большее число государств признает недостаточность простой отмены законов, разрешающих и оправдывающих телесные наказания. Кроме того, требуется ввести в гражданское и уголовное законодательства категорическое запрещение телесных наказаний и других жестоких или унижающих человеческое достоинство форм наказания для того, чтобы каждому стало абсолютно ясно: бить, «шлепать», или «пороть» ребенка столь же противозаконно, как и взрослого; уголовный закон о противоправном нападении в равной степени применим к подобным актам насилия вне зависимости от того, определяются ли они как «акт дисциплинарного воздействия» или же как «разумная коррекция поведения». В некоторых случаях сопротивление запрету на телесные наказания в семье является результатом утвердившегося мнения о том, что это приведет к судебному преследованию и лишению свободы многих тысяч родителей, что, конечно же, не в интересах ребенка. Но и на это возражение Комитет ООН по правам ребенка дает государствам ответ в виде совета. Обеспечение равной защиты детей и взрослых от насилия повсюду, в том числе и в семье, не значит, что все выявленные случаи телесных наказаний детей их родителями должны привести к судебному преследованию последних. В силу принципа малозначительного правонарушения правосудие не занимается мелкими делами, в результате чего дела по факту мелкого хулиганства между взрослыми рассматриваются судом лишь при исключительных обстоятельствах. То же самое будет верным и применительно к незначительным случаям использования насилия по отношению к детям. Государствам же необходимо развивать действенную систему выявления и расследования подобных случаев. Наряду с тем, что вслед за всеми заявлениями по фактам насилия в отношении детей должны проводиться расследования и приниматься меры по защите ребенка при наличии опасности причинения ему значительного вреда, главной задачей является удержать родителей от использования насилия и других жестоких или унижающих человеческое достоинство наказаний, заменяя их воспитательными методами воздействия на ребенка и оказанием ему моральной поддержки. Зависимое положение ребенка и его ничем не заменимая тесная связь с семьей требуют того, чтобы решения о судебном преследовании родителей или любом другом официальном вмешательстве государства в семейную жизнь принимались с предельной осторожностью. В большинстве случаев привлечение к суду родителей ребенка вряд ли может служить его высшим интересам. С точки зрения Комитета, следует прибегать к судебному преследованию или же другим формам официального вмешательства государства в семейную жизнь (в виде, например, временного удаления из семьи подвергнувшегося насилию ребенка или его нарушивших закон родителей) только в тех случаях, когда они представляются необходимыми для защиты пострадавшего ребенка при наличии опасности причинения ему значительного вреда и для обеспечения его высших интересов. При этом следует в должной степени принимать в расчет точку зрения самого пострадавшего ребенка с учетом его возраста и степени зрелости. К октябрю 2007 года более половины государств-членов Совета Европы либо ввели полный запрет на телесные наказания, либо взяли на себя обязательство сделать это в ближайшем будущем. Следует надеяться, что все остальные государства в скором времени пересмотрят свое законодательство и представят необходимые реформы на рассмотрение своих парламентов. Ведь сам по себе процесс реформирования законодательства в данной сфере может стать образовательным, если руководители правительственных учреждений, политические лидеры национальных или общинных объединений воспользуются случаем, чтобы подчеркнуть право ребенка на равную защиту его человеческого достоинства. Меры в области политики На государствах лежит обязанность определения способов всеобъемлющего и многостороннего решения проблемы насилия в отношении детей во всех его проявлениях. Искоренение телесных наказаний требует разработки политики и услуг по предупреждению насилия, действенной защите ребенка и помощи пострадавшим детям. Как показывают результаты научных исследований, насилие можно предотвратить проведением ряда мероприятий. Например, уровень насилия в семье может быть значительно сокращен путем разработки законов, проведения политики и мер по укреплению и поддержке семьи, которые воздействовали бы на лежащие в основе этого явления социальные и общинные факторы, позволяющие насилию существовать и развиваться. Политика по поддержке позитивных методов воспитания детей родителями В рекомендации Совета Европы о политике по поддержке позитивных методов воспитания детей родителями (далее – позитивное воспитание), принятой в 2006 году, подчеркивается жизненно важная роль государственных органов власти в распространении позитивного воспитания детей и в деле внедрения в общественное сознание мысли о важности соблюдения прав ребенка. Она содержит основные направления для содействия государствам-членам в сфере разработки политики по оказанию помощи родителям в этом вопросе. Современная семья может сильно отличаться от традиционной «одноклеточной» семьи в том виде, в котором мы привыкли ее воспринимать в прошлом. Сегодняшний образ жизни людей столь многообразен, что это породило новое видение процесса формирования партнерских отношений и новый взгляд на семью с детьми. Семейная ячейка, вне зависимости от ее состава, ныне подвергается новым видам воздействий, вызванных быстрыми и глубинными изменениями в обществе, к которым необходимо приспосабливаться. Зачастую экономические и социальные факторы стоят у истоков стрессового состояния родителей и могут подорвать их усилия по воспитанию детей, а также поставить под угрозу их собственный личностный рост. Восприятие ребенка также претерпело изменения. Еще недавно дети рассматривались главным образом как «будущие взрослые члены общества». В настоящее время признается, что потенциал детей дает им возможность быть активными и полезными членами как семьи, так и общества в целом. Ребенок наделен всеми правами; его мнение, с учетом возраста, должно приниматься во внимание в вопросах, напрямую касающихся его. Кроме того, ребенок должен иметь полный доступ к необходимой для него информации. И именно родители должны помочь ребенку реализовать свои способности. Никому бы не хотелось думать о себе как о плохом («негативном») родителе. Но что же значит – быть хорошим («позитивным») родителем? Позитивное воспитание предполагает, что на главном месте у родителей стоят высшие интересы ребенка, реализуемые через воспитание, развитие самостоятельности, признание его человеческой ценности и помощь в самоопределении при одновременном установлении рамок, за которые нельзя переходить, – и все это для того, чтобы способствовать гармоничному развитию ребенка. Позитивный подход к родительским обязанностям основывается на уважении прав человека применительно к ребенку и, соответственно, на создании ненасильственной обстановки, в которой родители не прибегают к телесным и унижающим человеческое достоинство наказаниям для разрешения конфликтных ситуаций или для обучения дисциплине и уважению к окружающим. Такой подход является альтернативой насилию. Естественно, применять его надо в зависимости от степени зрелости ребенка и конкретной ситуации: совсем маленького ребенка можно успокоить шуткой, от более взрослого потребовать, чтобы он исправил свой проступок и возместил причиненный вред. Если накал страстей слишком велик, родители должны найти в себе силы выйти из ситуации, прервать разговор и вернуться к нему позже. По большей части, к телесным наказаниям прибегают переутомившиеся, измотанные родители, просто потерявшие над собой контроль. Оглавление: Искоренение телесных наказаний детей Телесные наказания в свете европейских норм в области прав человека Как искоренить телесные наказания? Позитивное воспитание Запрет наказаний: вопросы, ответы и ложные истины

Комментарии к статье Как защитить ребенка от агрессии сверстников :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика