Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Наказание как воспитательное средство

27.04.14 | Категория: Воспитание детей

В последней половине XVIII столетия в Германии появилось много педагогов - учителей воспитания, которые называли себя высоким именем филантропистов, т. е. друзей человечества. Они хотели воспитывать детей, как они говорили, не христианами того или другого вероисповедания, но чистыми, натуральными людьми, и при этом они мечтали доставлять детям знания и воспитывать в них добрые качества самым приятным способом, без всякого принуждения и без слез, так сказать, играя. Само собой понятно, что при таком просвещенном искусстве телесные наказания и вообще наказания детей не могли быть признаны за воспитательные средства. К счастью, это направление в деле воспитания детей скоро было изменено и здравый разум снова вступил в свои права. Скоро заметили, что при воспитании детей, как всегда учила христианская педагогика, не всегда можно ограничиваться только лаской и добротой, но вместе с любовью необходимо употреблять при этом как полезное средство и строгость вместе с наградой, и наказание. Вот и побеседуем об этом предмете и постараемся дать ответы на следующие вопросы: За что нужно наказывать детей? Как нужно наказывать? И почему следует наказывать? За что нужно наказывать? Может быть, кто-либо из вас, слушатели, подумает сейчас: какой странный вопрос! За что же другое можно наказывать, как не за дурное? Прекрасно. Наказанию должно быть подвергаемо все дурное; но что же такое это дурное? Не все, что вы, может быть, разумеете под этим словом. Дурно только то, что греховно перед Богом, а отсюда вытекает следующий ответ на поставленный вопрос: наказывать следует только за то, что составляет грех перед Богом. Вдумайтесь, слушатели, в это основание и поглубже напечатлейте его в вашей памяти, чтобы сообразить с ним ваши действия. Дитя тогда только заслуживает наказания, когда оно сознательно и самовольно нарушило закон Божий, когда оно с сознанием и по своей собственной воле сделало что-либо запрещенное заповедью Божией или церковью. Следовательно, дети никогда не должны быть наказываемы за совершение чего-нибудь доброго. Но кто же это сделает, спросите вы? Конечно, естественно желать, чтобы этого никогда не было, естественно и сомневаться в возможности такового наказания. Однако на деле, к сожалению, это бывает нередко. Здесь, например, дитя строго наказывается и даже подвергается побоям за то, что оно оказало услугу соседке, принесло ей что-либо по ее просьбе из лавки, или же за то, что посетило больное дитя соседа, с которым отец и мать живут во вражде. Там дитя навлекает на себя наказание тем, что не сумело солгать и сказало правду, чем поставило родителей в неловкое или затруднительное положение. В другом месте девочку наказывают за то, что она из любви к порядку и чистоте не хочет надеть худую, изорванную одежду или есть нечистой ложкой из немытой, запачканной тарелки. Далее: не случается ли детям подвергаться брани со стороны неблагоразумных и жестокосердных родителей за то, что они поделились чем-нибудь с бедными, оказали какую-нибудь услугу другому, не отомстили за понесенное оскорбление или за то, что обнаружили особенную скромность или застенчивость? Точно так же дети не должны быть наказываемы за несовершенства и недостатки, которые они имеют от природы, за проступки, в которые они были вовлечены каким-нибудь несчастным случаем. Равным образом не должны они быть строго наказываемы за такие шалости и проступки, которые зависят более от юношеского легкомыслия и природной ветрености, чем обнаруживают в них злую волю. Поистине несправедливо и жестоко, например, наказывать ученика, малоспособного от природы, но трудолюбивого и прилежного, за то, что он не так скоро и не так хорошо приготовляет уроки и исполняет свои работы, как другие, более даровитые, дети. Еще более было бы грубым варварством, до дикости странным, обходиться сурово и наносить побои детям слабым, больным и увечным по причине этих только природных недостатков, в которых они нисколько не виноваты. На дурные привычки детей при вкушении пищи, сидении, походке и т. п., а также на отступление от правил приличия и нарушения так называемого хорошего тона, хотя и должно обращать внимание и исправлять их, но наказывать за них так же строго, как за явные грехи и пороки, например, за ложь, обман, клевету и кражу и т. п., было бы совершенно несправедливо и неблагоразумно. И однако, как часто случается это в наших так называемых образованных классах! Равным образом в великое заблуждение впадают родители, когда строгость наказания измеряют тем вредом или убытком, который нанесло дитя своим проступком. Если, например, дитя по неосторожности или по детской рассеянности разобьет окно, стакан, тарелку и т. п., то многие родители из скупости за этот проступок наказывают гораздо строже, чем за совершение какого-нибудь тяжкого греха, например, за кражу, за ложную божбу и т. п. Как это ни странно, а между тем бывает сказанное очень и очень нередко. Показавши, за что следует и за что не следует наказывать детей, посмотрим теперь, как должно наказывать. Под этим "как" мы разумеем двоякое: во-первых, различные виды наказаний или средства, которые могут быть применяемы к детям, а во-вторых, род и способ, когда и как тот или другой из видов наказания может и должен быть применяем к делу. Из видов и средств наказания прежде всего укажем на наказания телесные, которые издревле являются и самыми распространенными, и наиболее действенными, и особенно чувствительными. Об этом средстве и его благотворном влиянии, когда употребляется оно надлежащим образом и в добрых намерениях, говорится в самом Священном Писании устами мудрого Соломона: Язвы и обличения дают мудростъ: отрок же заблуждаяй срамляет родители своя (Притч. 29, 15). Об этом же говорит он и в другом месте: любяй сына своего участит ему раны, да возвеселится в последняя своя, наказуяй сына своего насладится о нем, и посреде знаемых о нем похвалится (Сир. 30, 1 - 2). Но телесные наказания - отнюдь не единственное средство наказания, как думают иногда некоторые родители и воспитатели, которые за все проступки детей наказывают одними побоями. Например, есть еще много средств к наказанию. Между таковыми укажем еще на временное лишение обеда или завтрака, заключение в отдельную комнату (карцер), лишение удовольствия и игр, стояние на коленях, внушение или выговор и угроза. Но когда и как те или другие из поименованных видов наказания должны быть применяемы к делу? Телесное наказание есть как первое, так и последнее, т. е. самое строгое и чувствительное средство наказания, и потому должно быть употребляемо как можно реже и только при самых серьезных и важных проступках дитяти и притом тогда только, когда все другие средства оказались бесплодными. Но если оно употреблено, то оно должно быть таково, чтобы дитя почувствовало его и надолго запомнило. Главнейшее и необходимое условие для допущения этого средства - это его редкое и, так сказать, вынужденное употребление, ибо от частых телесных наказаний дети делаются, как справедливо замечено, жестокосердными. В каких же теперь случаях должны быть употреблены телесные наказания? На этот вопрос дает нам правильынй ответ Священное Писание, когда оно говорит: безумие висит на сердце юного; жезл же и наказание далече отгонит от него. Отсюда следует, что телесные наказания должно употреблять в тех случаях, когда проступки дитяти проистекают из упорства и злой воли, когда оно от греха и страсти теряет рассудок. Поэтому такого наказания заслуживает только то дитя, которое, допустив ложь, не хочет сознаться в своем проступке и упорно отвергает его, которое и после неоднократных и строгих внушений не оставляет предосудительного поведения, обманывает, крадет, не слушается своих родителей и употребляет по отношению к ним бранные слова или поднимает на них руку, дерзко восстает против их распоряжений и наказаний, топает ногами, сердито отталкивает предлагаемые ему вещи, жестоко поступает с более слабыми детьми или бедными животными и т. п. В таких и только таких случаях допускайте телесное наказание. Тяжелое и нежелательное это средство. Но если до него дошло дело, то обдумайте, и долго, всесторонне обдумайте поступок, вызывающий его, ибо оно - средство крайнее, последнее и даже опасное; да и кроме него есть немало иных более мягких и не менее действенных наказаний. Например, весьма чувствительное средство есть временное лишение пищи. Лишение обеда, завтрака, отход ко сну с пустым желудком - особенно полезны против упрямства и лености. В отношении к неуживчивым, наклонным к ссорам и мстительным детям приносило всегда добрые плоды отлучение от товарищей и заключение в отдельную комнату. Наказания, действующие на чувство стыда, следует употреблять с большой осторожностью и только в редких случаях, чтобы не притупить или совсем не убить в детях чувства чести и достоинства. Для благовоспитанных детей достаточно чувствительным наказанием бывает уже то одно, если родители по совершении ими проступка долгое время обходятся с ними холодно, не говорят с ними, показывают им серьезное выражение лица и т. п. Выговоры и внушения должны быть прежде всего кратки, точны и чужды многословия. Длинные рацеи и внушения делают детей глухими и малочувствительными. Об употреблении угроз, наконец, следует заметить, что они в известных случаях должны быть и действительно приводимы в исполнение. Поэтому нерезонно и неблагоразумно - грозить таким наказанием, которое не может быть приведено в исполнение, потому что через это родители теряют доверие в глазах детей своих. Наконец, ответим, почему и для чего следует наказывать детей. Главным основанием наказания должна быть любовь, а единственной целью его - исправление дитяти. Отсюда следует, что наказание должно быть отеческим и никогда не должно переходить в жестокость; особенно оно не должно совершаться во гневе, ибо гнев человека, по выражению слова Божия, правды Божией не соделывает (Иак. 1, 20). Всегда нужно давать детям замечать, что вы неохотно прибегаете к наказанию, что вам больно браться за тело ребенка, и если беретесь, то потому, что вас вынуждает к тому родительская любовь, желающая их исправления. Раздраженный наказывает, чтобы отомстить, но христианские родители должны наказывать не из мести за причиненное им оскорбление, а потому что дитя совершило грех, оскорбило Бога и подвергло бы себя временной и вечной погибели, если бы не принимать никаких мер к его исправлению. Если ребенок рассердит тебя каким-нибудь проступком, отложи наказание, пока остынет первый гнев, но при этом ты не должен забывать пословицу, что отложенное не есть отмененное. Я сказал, что наказание должно быть отеческим, а потому не должно переходить в жестокость и тиранство, а это нередко случается, когда приступают к наказанию в пылу гнева. Вот почему ты не должен браться за первую попавшуюся тебе палку и наносить ею удары, ибо это легко может иметь дурные последствия и есть варварская жестокость. Так как наказание всегда должно происходить из любви и иметь целью исправление наказываемого, то не следует другим позволять осмеивать наказываемого, ибо это увеличивает скорбь его и вредит цели наказания. Равным образом неправильно и неблагоразумно поступают родители, когда, наказав дитя, тотчас же начинают ласкать его, дают ему понять, что они жалеют и как бы раскаиваются в том, что подвергли его наказанию. Напротив, наказанному ребенку тогда только следует оказать ласку, когда он обнаружит раскаяние в своем проступке и искреннее желание исправиться. Я дал вам, таким образом, ответ на вопросы: за что следует наказывать, как наказывать и почему? Делайте же, христианские родители, употребление из вашего права наказывать детей ваших по тем основаниям, которые вы сейчас слышали. Не наказывайте ваших детей ни за что, кроме того, что заслуживает наказания в очах Бога, что есть грех пред Ним. И наоборот, никогда не оставляйте дитяти без наказания, когда оно сознательно и непринужденно нарушает заповедь Божию. Но руководитесь при наказании ваших детей всегда только любовью, никогда не забывайте, что единственной целью наказания должно быть их исправление. Не бойтесь, что вы в случае строгого воспитания детей ваших, соединенного с нередкими наказаниями, охладите их и потеряете будто бы их любовь к вам. Нет, опыт учит совершенно противному. Ваши дети впоследствии будут вам благодарны за то, что вы строго их держали и добрым воспитанием положили прочное основание к их временному и вечному благу и спасению.
(голосов:6)
Похожие статьи:
Педофилов сейчас будет ожидать хим кастрация. Анонсы медицины - хим кастрация сейчас стала официальной мерой наказания за педофилию. Наш президент поддержал данное решение о хим кастрации. Данное решение он объявил на совещании насчет прогресса судебной системы. Ранее идею кастрации поддерживал таковой видный деятель как глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Медведев указал, что грех сексапильного нрава против малыша должны быть подтверждено и наказано очень строго. Правительство должно защищать права малышей с наибольшей эффективностью. Никакого либерального подхода не должно быть в данном вопросе. Вероятнее всего будут введены гормональные инъекции, как одна из систем наказания для такового рода злодеяний. Другими словами будет медикаментозное воздействие. Но, президент отметил, что такое наказание будет проводиться только на добровольческой базе. Принуждения принять наказание против воли не будет вероятнее всего разрешено. Хим кастрация – это обратимый процесс, эффект от которого: угнетение сексапильной активности у преступников, вина которых относится к сексапильным злодеяниям. Такая мера наказания уже принята в неких штатах США, в Бельгии, и в других странах . Остается только дело за Россией.

В английских школах разрешили телесные наказанияВ английских школах разрешили телесные наказания. Такое решение приняло министерство образования Великобритании.
Телесные наказания в общественных школах Англии были полностью запрещены еще в 1986 году. Но теперь британские ученики снова рискуют получить ремня вместо нравоучительной беседы за шалости.
Такую идею правительство и министерство образования Соединенного Королевства одобрили потому, что современные школьники совершенно распоясались, чувствуя свою безнаказанность. Они все чаще стали нападать на других учеников, и даже на учителей.<!--more--> Грубо и панибратски общаться с педагогами: около 40% учителей испытали на себе унижение со стороны подростков. Не говоря уже про тех, кто на уроках слушает плеер, играет с телефоном или просто читает журнал.
Теперь вольности закончились. Консервативная партия, которая сейчас стоит у власти в Англии , отменила запрет на физические наказания для школьников, чтобы повысить в учебных заведениях дисциплину и авторитет педагога.

Христианское воспитание детейВсе пороки происходят от нашей беспечности, от того, что мы не с самого начала и не с первого возраста руководим детей к благочестию. О том, чтобы они получили внешнее образование и поступили в военную службу, мы заботимся, тратим деньги, просим друзей и много ходим и туда и сюда; а о том, чтобы они были угодны Царю ангелов, не оказываем никакого попечения. На зрелища ходить мы часто позволяем им, а в церковь – не заставляем никогда; если же однажды или дважды дитя придет туда, то остается там напрасно, тщетно, без пользы и для забавы. Нет, не так должно быть; как посылая в училище, мы требуем от них отчета в науках, так должны мы поступать и в церковь посылая, или лучше, приводя их. Но мы не делаем ничего такого, а если кто станет увещевать к этому, тотчас происходит смех; посему и низвратилось все, и кого не наказывают родители, того наказывают внешние законы. Никто не говори мне, что нам не нужно занимать детей слушанием слова Божия. Не только этим должно заниматься, но об этом одном и надобно бы вам заботиться. Однако ж ради немощи вашей я уже не говорю этого; я и не отвожу детей от посторонних занятий, так же как и вас не отвлекаю от общественных дел. Я считаю только справедливым, чтобы из семи дней один посвящен был общему нашему Господу. Ибо как это несообразно – рабам своим приказывать, чтобы они все время служили нам, а нам самим не уделять и малейшего времени для Господа, и притом тогда, когда наше служение не приносит Ему ничего, ибо Бог ни в чем не нуждается, и только нам же самим обращается в пользу. Когда вы водите детей на зрелища, то не находите препятствия к этому ни в науках, ни в другом чем-нибудь. А когда надобно собрать и получить какую-нибудь духовную пользу, вы это дело называете бездельным. Как же вы не прогневляете Бога, когда во всем другом упражняете своих детей и на то находите время, а занимать их делом Божиим считаете тягостным и неблаговременным для детей! Нет, не так, братие! Этот-то возраст преимущественно и нуждается в таких уроках. Возраст нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят; и как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку или к добродетели. Посему, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своему произволу будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым... Невозможно, как я и прежде говорил, чтобы наслаждающиеся слушанием Божественного Писания и внимающие такому поучению отходили отсюда, не получив какого-либо истинного, великого блага... Если мы, приучая зверей к нашим словам, таким образом укрощаем их, то не гораздо ли более чрез это духовное учение мы можем исправлять людей, когда там и здесь есть великое различие и между врачевствами и между врачуемыми? Ибо и грубость в нас не такова, как в зверях: у них она зависит от природы, а у нас от произвола; да и сила слов не одинакова: там она происходит от человеческой мысли, а здесь – от силы и благодати Духа. Итак, кто отчаивается в себе самом, тот пусть помыслит об укрощенных зверях, и он никогда не впадет в отчаяние. Не от природы вещей происходит наше смущение, а от немощи нашего духа. Если бы мы подвергались этому страданию вследствие обстоятельств, то все люди должны были бы испытывать его. Ибо все мы плывем по одному и тому же морю, на котором невозможно миновать волн и бурь. Если же есть люди, которые остаются вне бури и волнений моря, то очевидно, что бурю производят не обстоятельства, но состояние нашего духа. Следовательно, если мы настроим душу так, чтобы она все легко переносила, то не будет для нас ни бури, ни потопления, а будет всегда благоприятная тишина.

Телесные наказания детей В вопросах воспитания детей очень остро стоит вопрос телесных наказаний детей. Иными словами стоит ли бить своих детей или не стоит. Взгляды по этому вопросу расходятся. Стоит ли применять телесные наказания детей? Психологи не советуют бить детей, мотивируя это тем, что побои разрушительно влияют на детскую психику. Однако те, кто воспитывают детей, могут в ответ сказать, что это не возможно. Особенно если ребенок сам напрашивается на это путем совершения многочисленных проступков. Итак, нельзя сказать, что бить детей не нужно, но и то, что их нужно бить, тоже нельзя сказать. Потому, что все дети разные. Одним достаточно просто сказать, что так не нужно делать, и они будут слушаться. А вот других может, приходится, наказывать и не один раз. Что же делать, если ваш ребенок именно такой? Если вы пришли к выводу, что без телесных наказаний воспитать вашего ребенка не удастся, то есть несколько советов по тому, как это делать. Нет, советы будут касаться не технической стороны вопроса. Для начала задайте себе вопрос: «Как часто я бью своего ребенка?». Хотя телесные наказания могут быть порой эффективными злоупотреблять ими не стоит. Почему? Потому, что ваш ребенок может подумать о том, что вы садист. И вам нравится вот так вот его постоянно наказывать. Он будет думать о том, что вы получаете от этого удовольствие. И даже если вы потом будете ему говорить, что это не так вы ему этого не докажете. Телесные наказания детейТелесные наказания детей А потому, прежде чем применить телесные наказания детей, предупредите его, что если он еще раз так сделает, то вы его побьете. Желательно предупредить не один раз. Прежде чем побить ребенка, объясните ему, за, что вы его наказываете. И будет лучше, если ваше объяснение не будет сводиться к словам «Я же говорила, что если ты еще раз так сделаешь, я тебя побью». Объясните, почему так делать не нужно. Убедитесь, что ребенок все понял и понял, почему вы его наказываете. В противном случае он будет думать, что вы делаете это ради забавы. И прежде чем применять телесные наказания детей, поговорите с ним, быть может наказание вовсе и не нужно. Возможно он что-то сделал не нарочно, а просто по неосторожности из-за того, что заболел, подхватив, например, вирус герпеса. И ваш ребенок не такой уж и плохой. Телесные наказания не панацея в сфере воспитания, но если вы все же решили прибегнуть к этому методу, примените эти советы.

Капризы детей Иногда ваш малыш становится очень упрямым, не только не слушается вас, а все делает наоборот - это капризы детей. А ведь еще вчера вы понимали друг друга с полуслова. Вы просите кроху собрать игрушки, а он их разбрасывает. Капризы детей - как бороться? Капризы детей: До трех лет малыш не всегда понимает своих побуждений, не всегда понимает, почему он чего-то не хочет и не всегда может вам это объяснить. Своим капризом малыш хочет сказать, что у него есть свое мнение или что ему что то не приятно, может он просит другого, а вы предлагаете ему третье. Капризы детей: Не стоит наказывать кроху и настаивать на своем, таким образом вы можете подтолкнуть своего ребенка к тому, что он замкнется в себе и сделает вывод, что надо отстаивать себя и делать все по–своему. Не надо задавать капризуле вопрос: «Почему ты так себя ведешь?», скорей всего он сам этого не понимает и будет чувствовать себя одиноким и плохим, еще он решит что мама его не понимает. Капризы детей: Цените выбор малыша! Если малыш уступает вам (выполнил ваше требование, например, собрал игрушки) оцените это – похвалите его. Крохе очень важно не быть побежденным, не стоит говорить ему: «Я же сказала, что все будет по-моему!». Пусть малыш знает, что его действие оценили по заслугам и решит, что в следующий раз родителям можно идти на уступки. Капризы детей: Наказание за капризы? Не стоит наказывать капризулю, ведь слезы и капризы малыша не появляются просто так. Таким образом, кроха дает сигнал родителям, просит вас об участии в игре или о помощи, даже когда просится в секс шоп, не зная того, что маленьким туда нельзя. Малыш еще не умеет контролировать свои эмоции, да еще его нервная система «не созрела». Капризы детейКапризы детей Капризы детей: Не увлекайтесь наказаниями. Наказывать кроху можно только за плохие поступки, а если малыш не совершил такого, то наказывать его не за что. Малыш не хотел уходить с игровой площадки? Начал лить слезы когда вы пошли домой? Обратите внимание: не смотря на капризы и слезы, он шел с вами (за руку или следом). Так за что его наказывать? Он же вас послушался! Капризы детей: Запреты. Ваш малыш растет и время от времени проверяет до сих пор ли действуют установленные запреты, малыш интересуется, может ли он делать то, что делают взрослые. Не стоит сердится на кроху, достаточно показать, что правила до сих пор в силе. Вы должны научить различать малыша что такое «хорошо» и что такое «плохо». Не говорите крохе что запрещаете ему играть с опасными предметами, потому что просто вы так хотите, объясните почему. И если дело касается наказания тоже требуются объяснения. Малыш должен четко знать, что его наказывают справедливо и за плохие поступки. Капризы детей: Учитывайте мнение крохи, договариваясь о чем либо, дослушайте его до конца. Дайте возможность выбирать самому, где возможно, уступайте. Тогда малыш научится высказывать свои желания и уважать ваши, научится приходить к компромиссу если желания не совпадут. И тогда вы найдете взаимопонимание.

Комментарии к статье Наказание как воспитательное средство :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика