Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Школьное право

16.10.13 | Категория: Школа

ШколаОбразование ребенка — дело семейное, поэтому родителям крайне необходимо знать о своих обязанностях и правах по отношению к школе. За разъяснениями по школьным вопросам мы обратились к известному московскому адвокату ЛАРИСЕ ОКТЯБРИСТОВНЕ ПАВЛОВОЙ. Лариса Октябристовна, предполагает ли школьное образование ребенка участие в этом процессе родителей. Как они могут участвовать в деятельности школы? В законе написано, что у нас существует государственное общественное управление школой. В разных школах оно может осуществляться по-разному: родительские комитеты, советы школы, другие общественные движения. Многие родители, к сожалению, удалены от учебного процесса. Сейчас появляется масса проектов, призванных защитить права ребенка в школе. Предполагается ввести должность управляющего по делам ребенка в школе — омбудсмена. 16 сентября 2009 года Мосгордума добавила омбудсмена в список госслужащих. Мне приходилось участвовать в общественных дискуссиях о том, нужен ли омбудсмен в школе. Против введения должности уполномоченного по правам ребенка высказывалась не только я, но и многие директора известных лицеев. Я считаю, что права принадлежат любому человеку, и не стоит выделять в отдельную группу и противопоставлять права детей, права пенсионеров, права инвалидов, права военных, права женщин и т. д. Законный представитель ученика в школе — это его родитель, лучше родителя ребенка не защитит никто. Новое должностное лицо — омбудсмен — это дань западным тенденциям, попытка реализовать модель ювенальной юстиции. Ребенок отделяется от семьи, государство назначает человека, который вместо родителя имеет право защищать ребенка. Правовой статус омбудсмена неясен, ведь пока что родители не лишены права представлять интересы своих детей. В конституции РФ говорится о том, что семья находится под защитой, а не отдельно ребенок вне семьи! К тому же, раз создается новая должность, появляется новый чиновник, у которого должен быть определенный объем работы, а если объема нет, его нужно создать. Омбудсмен, придя в школу, дабы не остаться без работы, должен провоцировать жалобы детей и создавать конфликт искусственно. В итоге (в этом можно убедиться на примере Франции, где действует ювенальная юстиция) резко увеличивается количество судебных дел, связанных с несовершеннолетними, возрастает количество родителей, лишенных прав на воспитание ребенка. Хорошему директору омбудсмен не нужен, директор сам работает с учениками и их родителями и разрешает спорные вопросы. Не секрет, что в школу иногда проникают весьма нежелательные программы воспитания. Может ли родитель отказаться от обучения своего ребенка какому-либо предмету или по какому-либо учебнику? Каждая школа имеет право вводить дополнительные предметы, не предусмотренные программой. При поступлении ребенка в школу родитель имеет право познакомиться с перечнем преподаваемых предметов и сделать выводы. Любой новый предмет должен вводиться с ведома родителей. Другое дело, что на практике это случается редко, однако, как говорит закон, родитель, ученик и учитель имеют равные права. Здесь могут возникать конфликты. Например, в одной школе, где директором была назначена сторонница воспитательной системы М. Монтессори, предполагалось проведение реформы школы, но родители выступили против нововведений. Претензии родителей были услышаны управлением образования. С другой стороны, школа независима, она сама определяет предметы и программы, по которым ведется преподавание. Школа обязана дать ребенку обязательный объем знаний, при этом способ преподавания (программы, учебники) может быть любым. Здесь возникает еще одна проблема: учебников много, и далеко не все они одинаково хороши. Еще пару лет назад наш министр образования сказал, что 64 % учебников признаны негодными для обучения. К сожалению, качество учебников на сегодняшний день оставляет желать лучшего, поэтому очень много конфликтов возникает в связи с содержанием образования. Некоторые учебники сложны для детей, создаются без учета возрастных особенностей, детской психологии, другие не отвечают традиции отечественного образования. Мне приходилось неоднократно сталкиваться с такими конфликтами. В одной из школ, например, был введен очень плохой учебник по английскому языку с ужасными иллюстрациями, на которых были изображены ведьмы, вурдалаки, вампиры. Пятиклассники, обучавшиеся по этому пособию, плакали по ночам и отказывались посещать уроки. Родители просили учителя и директора заменить учебник другим. Им было отказано, несмотря на то, что была проведена экспертиза и этот учебник был признан негодным. К сожалению, сейчас нет открытых конкурсов учебников. А учебников продается масса, их создают не только методисты, но и ученые, академики, и сами родители учащихся. Министерство образования не предъявляет строгих требований к учебникам. Поэтому перед поступлением ребенка в школу родителям необходимо ознакомиться с книгами, по которым он будет учиться. В случае если родителей не устраивает качество учебника, но администрация школы не идет им навстречу, есть законная возможность перевести ребенка на домашнее обучение по данному предмету. Нередки школы, в которых для знакомства родителей с методикой преподавания того или иного учителя практикуются открытые уроки, а где-то категорически не пускают в школу. Имеют ли родители право присутствовать на занятиях в школе? В каждом конкретном случае этот вопрос решается с согласия педагога, педагог имеет право отказать родителям в посещении какого-либо его занятия, допускать открытое посещение только в определенные дни (т.н. «открытые уроки»), чтобы не нарушать учебного процесса. Этот вопрос регулируется уставом школы. Законом не предусмотрено посещение родителями школы, но и не запрещено. Поэтому вопрос решается по договоренности между родителем, учеником и учителем. Бывают случаи, когда учитель категорически отказывает родителю в присутствии на занятиях, но это уже нарушает права родителей, поскольку в законе сказано, что учитель, родитель и ученик имеют равные права. Хотя учебники в школьные библиотеки поступают централизованно и выдаются в пользование учащимся на каждый учебный год, в школах практикуется покупка дополнительных учебников и учебных материалов, необходимых на уроке. Могут ли родители отказаться их покупать? Обязана ли школа за свой счет снабжать детей необходимыми пособиями? И еще вопрос по поводу школьной формы. Обязаны ли родители платить за школьную форму? Учебники и учебные материалы по предметам обязательной программы должны быть бесплатными. Заставлять покупать какие-либо учебники школа не имеет права. Что касается формы, ее родители приобретают за свой счет, но малоимущим и многодетным семьям по закону выплачивается компенсация, для этого необходимо подать соответствующее заявление директору школы. Примечательно, что в законе говорится не о форме как таковой, а о «комплекте детской одежды для посещения занятий» — то есть о любой одежде. Могут ли родители участвовать в регулировании нагрузки детей, количества уроков, экзаменов (они нередко проводятся два раза в год в каждом классе, что вызывает психологический стресс у некоторых детей)? Родители могут регулировать нагрузку, если она превышает санитарные нормы. В случае если нормы соблюдаются, а ребенку тяжело учиться, его можно освободить от посещения каких-либо предметов, оставив их на домашнее изучение. Родители могут выбрать любую из форм обучения, дозволенных законом: школьное обучение, семейное, экстернат. Эти формы можно сочетать. Хочется обсудить непростой для сегодняшнего времени вопрос: имеют ли право дети отказываться от участия в трудовой деятельности? Учителя, хорошо понимающие воспитательное значение труда для детей, стараются привлекать их к общественному труду по уборке класса, приучая тем самым уважать свой и чужой труд. Образовательным учреждениям запрещается привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой без их согласия или согласия родителей (например, убираться в классе или на субботнике). Сейчас этот вопрос горячо обсуждается в связи с проблемой защиты прав ребенка, много разговоров ведется о «рабском труде», но ведь существует и внутришкольная дисциплина труда, трудовое воспитание. Например, чтобы провести опыты по химии, необходимо расставить приборы, вымыть посуду для опытов, убраться в кабинете. Мне кажется, вопрос об эксплуатации несколько искусственный. Мы что, растим тунеядцев? Убраться в своей школе — это не пахать землю на чужих полях. Имеет ли право школа отчислять ученика за плохую успеваемость, а другая школа не принимать отчисленных двоечников? В следующий класс переводятся те учащиеся, которые в полном объеме усвоили образовательную программу. Переведены могут быть дети, имеющие академическую задолженность только по одному предмету. Если дети до 9 класса не освоили учебную программу по двум предметам и более, их оставляют на повторное обучение, направляют в классы компенсирующего обучения либо, по усмотрению родителей, они переходят на домашнее обучение. В уставе школы могут быть определены случаи, когда неуспевающий ребенок переводится в другую школу. Возможно и отчисление ребенка из школы, но только по достижении 15 лет. Решение об исключении принимается с согласия родителей и при участии комиссии по делам несовершеннолетних. Судьба исключенного из школы решается в течение месяца комиссией по делам несовершеннолетних совместно с органами местного самоуправления и родителями. Часто родители занимают активную, а подчас и несколько агрессивную позицию в отношении вакцинации ребенка: имеет ли право ребенок отказаться от медосмотра и прививок? Этот вопрос регулируется законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Родители, согласно этому закону, имеют право получения полной информации о необходимости прививок, по требованию родителям должны предъявить сертификат, доказать качество прививочного материала. Родитель имеет право отказаться от того, чтобы его ребенку делали прививку, но отказ должен быть осуществлен в письменной форме. Любой медосмотр ребенка должен проводиться только после предварительного согласия родителей. После 15 лет ребенок сам вправе отказаться от медосмотра или прививки. Нередко случается, что по каким-то причинам возникает необходимость обучения ребенка на дому. Могут ли родители, обучающие детей дома, получить какую-то компенсацию затрат на обучение? Поскольку в нашем государстве образование бесплатное, в каждом регионе установлен размер затрат, необходимых для обучения школьника. Поэтому родителям, чьи дети находятся на семейном обучении, может быть выдана компенсация. На родителей, как известно, возлагается обязанность обеспечить получение детьми общего школьного образования. Если родители (например, сектанты или алкоголики) не заинтересованы в том, чтобы их ребенок получил какое-либо образование, могут ли ребенка принудительно отправить в школу? Я бы поставила вопрос по-другому. Если у родителей нет документов, подтверждающих, что их дети получают образование, у них могут возникнуть большие неприятности с законом, вплоть до лишения родительских прав. Поэтому если родители не считают нужным, чтобы их ребенок ходил в школу, они должны официально оформить его обучение на дому, должен быть заключен договор со школой на семейное обучение или экстернат. Если выбор образовательного учреждения осуществляется родителями, может ли ребенок поступить в муниципальную школу не по месту жительства? Любой ребенок имеет право обучаться в любой школе при наличии свободных мест и при условии, что он отвечает требованиям данного учебного заведения. Религиозные школы, например, могут устанавливать свои правила. Ребенок и его родители должны быть согласны с уставом учебного заведения. Поскольку у нас всеобщее образование, является незаконным конкурсный отбор детей в первый класс. Другое дело, что в школе могут беседовать с детьми, чтобы определить уровень их подготовки для формирования класса, при решении своих внутренних учебных задач. Лариса Октябристовна, можно ли отдать ребенка в школу в городе, где он не имеет регистрации? Закон об образовании говорит, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего полного общего образования и начального профессионального образования. Система нашего образования устроена таким образом, что школа должна принимать всех детей, проживающих на данной территории. В законе нет слова «зарегистрированных». Однако при приеме в школу необходимо предъявить набор документов, и тут возникают сложности. В 2006 году было опубликовано разъяснительное письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования. Там было указано, что согласно европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, запрещен отказ от предоставления права на образование. 43 статья конституции РФ гарантирует право на образование независимо от места жительства, поэтому отсутствие регистрации не может быть основанием для отказа в приеме в образовательное учреждение. А если это дети иностранцев, без гражданства РФ? На каких условиях они обучаются в России? Российское законодательство предоставляет лицам, имеющим право на проживание на территории Российской Федерации, возможность получения среднего, среднего специального и высшего образования. Иностранец или лицо без гражданства может отдать своего ребенка учиться как в муниципальную, так и в частную школу на условиях, которые оговорены в уставе данного учреждения. Другое дело, что бесплатное образование предоставляется только гражданам РФ, иностранным гражданам за обучение придется платить. Исключение составляют случаи, когда имеется двустороннее соглашение между государствами о том, что образовательные услуги предоставляются гражданам иностранного государства наравне с гражданами России. При поступлении в школу дети иностранцев заключают со школой специальный договор, где оговорены все условия обучения. Сложность состоит только в том, что при поступлении в школу будет проводиться проверка уровня подготовленности поступающего, в результате этой проверки будет решено, в какой класс принять ученика. И последнее: с ребенком в школе стряслась серьезная неприятность? Как правильно действовать родителям? Обычно родители идут к директору и разговаривают. Но они должны знать, что по Закону об образовании устное заявление не влечет за собой обязательных действий для администрации. Только письменное заявление обязывает администрацию школы принять меры. Большое спасибо, Лариса Октябристовна, за Ваши ответы и комментарии, которые, несомненно, окажутся полезными многим родителям, читающим наш журнал. Статья опубликована в журнале «Виноград» (ноябрь-декабрь 2009).
(голосов:4)
Похожие статьи:
Школьная формаМногие школы в мае заказывают для учеников форму «на вырост» - чтобы комплекты успели за лето пошить и 1 сентября ребятня пришла в класс в обновах. Но как быть, если мамам не нравится модель? Дискуссия Никаких официальных распоряжений по поводу школьной формы ни федеральные, ни региональные власти не издавали. И все же год от года все больше школ, гимназий и лицеев вводят для учеников обязательную одежду. Где-то для того, чтобы контраст между ребятами из состоятельных семей и из семей небогатых хотя бы в классах не был так заметен. Где-то для того, чтобы подчеркнуть элитарность образовательного учреждения. Что ж, администрация школы вправе вводить форму, конечно, согласовав с родительским комитетом. Но какая она должна быть? Где найти подходящую модель? Кому заказывать ее пошив? Давайте разбираться вместе! Школьная форма: шить или не шить? Аргументы «ЗА» Дети меняются в зависимости от того, во что они одеты, срабатывает магия костюма - ноги выше головы уже не станешь поднимать. Умение носить деловую одежду - тоже часть образования. Воспитывается чувство локтя или, как сегодня принято говорить, корпоративное чувство принадлежности к той или иной социальной группе. Удобство для родителей - не надо думать, в чем завтра повести на занятия своего школьника. Амбиции состоятельных, респектабельных родителей могут быть удовлетворены за счет широкого выбора тканей (в том числе и дорогих), из которых может быть пошита школьная одежда. Доступность формы приведет к тому, что она будет закупаться в 2 экземплярах (один носится, второй - в стирке). Аргументы «ПРОТИВ» Она нынешняя неэстетична: плохое сочетание цветов (например, синий пиджак и брюки с жилеткой в сине-зеленую или серо-зеленую клетку), неудачный фасон, так как модель разрабатывают все кому не лень - родители, директора школ. Она «дурацкая», по отзывам самих ребят, не только не скрывает, но, напротив, подчеркивает физические недостатки. Мамы жалуются, что мальчики в форме выглядят кургузыми, сутулыми, мешковатыми. А девочки не имеют возможности прикрыть по необходимости не слишком ровные ножки или полноватые бедра - фасон для больших и маленьких, худеньких и фигуристых выбирается один и тот же. Попробуйте на взрослую женщину крупных размеров надеть короткую юбку в складку - да она ни за что на это не согласится. За счет того, что фабрики шьют форму для школ практически на индивидуальный заказ, эта обновка обходится для родительского кошелька совсем не дешево. Советы Какой быть одежде ученика? Рекомендует Марина МАРО: - не отвлекать внимания от учебного процесса (то есть никаких клеток и горошка, от которых быстро устает человеческий глаз); - торжественной, вызывать чувство достоинства; - скрывать физические недостатки; - исполнена в одной цветовой гамме: лучше благородно-синей или серой (маренго); - джинсы и одежда в агрессивно-спортивном стиле для школьника исключены; как правило, джинса и «треники» выглядят неряшливо. Цитата - Если бы у нас была приличная форма, разве родители и дети отказались бы от нее? - включается в давний спор модельер и дизайнер, автор школьной формы нескольких столичных гимназий Марина МАРО. - Да любая мама с радостью обрядила бы чадо в симпатичный костюм, и у нее не болела бы голова каждый день, в чем завтра отправить ребенка в школу и где достать такие же джинсы, «как у Ленки». Для взрослых детская соревновательность в одежде - нож острый. И все-таки они предпочитают лучше мириться с ней, чем с той формой, которая продается в отечественных магазинах. Знай, родитель Что делать, если форма не нравится? Директор школы не вправе самостоятельно принять решение о введении ученической формы. Только по согласованию с родительским комитетом. Но если такое согласие получено и пункт об обязательной школьной одежде внесен в устав - делать нечего, придется папам с мамами подчиниться. Как быть, если предлагаемая модель не нравится или нет денег на ее покупку? Договариваться с администрацией. Предложить, что пошьете сами, из другого материала, может быть, «доработав» фасон. Но сделайте так, чтобы ваш отпрыск в обнове не выделялся среди других учеников. Может быть, разрешат ходить и без формы, но в опрятных свитерках, рубашках, блузочках. Если же администрация непреклонна - делать нечего, придется переводить ребенка в соседнюю школу, где форма необязательна. С уставом не поспоришь...

Государственный образовательный стандарт ФГОСВ последние недели в обществе бурно обсуждается новый образовательный стандарт Российской школы. В интернете, СМИ, на радио и телевидении звучат порой очень резкие суждения, от рациональной критики до громких заявлений о готовящемся развале отечественного среднего образования. За разъяснениями по поводу ФГОС портал Материнство.ру обратился к разработчикам стандарта. На наши вопросы согласилась ответить Любовь Николаевна Феденко, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заместитель директора ИСИО РАО по стандартизации общего образования. Вопрос: Что представляет собой ФГОС, и как он отразится на обучении детей? Ответ: В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ; ст. 7) федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ всеми школами, имеющими государственную аккредитацию. Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - принципиально новый для отечественной школы документ, назначение и функции которого беспрецедентны в ее истории. По сравнению со стандартами первого поколения его предмет, сфера его действия значительно расширились и стали охватывать области образовательной практики, которые одновременно с единых системных позиций никогда ранее не нормировались. ФГОС фактически определяет весь уклад школьной жизни, является конституцией общего образования. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.) ФГОС является ориентиром для разработки программ отдельных учебных предметов, курсов. В состав основной образовательной программы входят учебный план, который определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, а также программы отдельных учебных предметов, курсов. - Всего существует три ФГОС? - В настоящее время утверждены и введены в действие приказами Министерства образования и науки Российской Федерации два стандарта - ФГОС начального общего образования (1-4 классы) и ФГОС основного общего образования (5-9 классы). Проект ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 классы) находится на рассмотрении и будет утвержден в ближайшее время. - Где проходила апробация ФГОСов, как долго? Стандарты образования разрабатывались поэтапно, начиная с 2006 года. Одновременно проводилась их апробация в региональных школах. Результаты всех разработок и апробаций неоднократно обсуждались в профессиональном сообществе на семинарах, совещаниях, конференциях с участием представителей регионов РФ (Московская область, Ярославская обл., Ленинградская область, Калининградская область, Дагестан, Ростовская область, Татарстан, Оренбургская область, Ямало-Ненецкий АО, Челябинская область, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Омская область), на встречах с родителями учеников и общественностью. Обсуждение всех документов постоянно осуществляется на специализированном Интернет-сайте «Новые стандарты общего образования: на пути к общественному договору» http://standart.edu.ru, сайте Института Стратегических исследований в образовании http://fgos.isiorao.ru/. - Вносились ли во ФГОС начального общего образования коррективы по результатам апробации? Какого характера? Все конструктивные замечания, высказанные педагогическими работниками в ходе обсуждений, были учтены разработчиками. - При разработке стандартов разработчики учитывали опыт других стран? Конечно, опыт всех стран, в которых ученики показывают высокие результаты по международным исследованиям, тщательно анализировался и учитывался при разработке ФГОС. - На сайте http://fgos.isiorao.ru размещена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Что это за документ и как он будет применяться в школе? Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся была разработана в рамках подготовки ФГОС и служит одним из методологических оснований нового стандарта. На основе Концепции разработаны примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной и основной ступенях общего образования, которые вошли в структуру примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования. В соответствии с этими примерными программами образовательное учреждение будет разрабатывать свои программы воспитания и развития обучающихся с учетом особенностей своего образовательного учреждения. - Какие именно изменения ждут первоклашек в сентябре 2011 года? В прессе упоминается «электронное учебное место». Является ли это основным нововведением? Будут ли все школы обеспечены такими местами к сентябрю? В соответствии с ФГОС и ФЗ «Об образовании» организация условий реализации образовательного процесса является сферой полномочий региональных и муниципальных органов власти (органов управления образованием), поскольку эти вопросы находятся в их компетенции. А ведь новые стандарты образования старших классов — это фактически то, о чем мечтает почти каждый старшеклассник. Ну, кто из нас не думал: зачем мне столько физики, если я собираюсь быть журналистом? Или зачем будущему экономисту биология в таком объеме? Новая реформа школы — это, можно сказать, путь от классической, или советского образца, разносторонней образованности к узкой специализации по-западному. Новый стандарт образования старших классов должен быть введен в 2020 году, когда завтрашние первоклассники окончат девять классов. С этого момента облик российской школы должен измениться. НТВ - Будут ли разработаны учебные программы и учебники к 1 сентября? Все программы начального образования разработаны и опубликованы, также разработаны и частично опубликованы материалы инструментально-методического сопровождения, обеспечивающие введение ФГОС начального общего образования. Отдельные документы размещены на сайте http://fgos.isiorao.ru,. На семинарах, которые проводятся в ИСИО РАО, участники семинара получают диски с записями лекций и методических материалов. Учебники, представленные в перечне Минобрнауки, прошли экспертизу и соответствуют ФГОС. - Давайте остановимся подробнее на Проекте ФГОС для старшей школы, который вызывает больше всего споров. Родителей и учителей волнует вопрос об обязательных предметах и предметах по выбору. Не скажется ли такая свобода выбора на базовой грамотности выпускников? - Принцип вариативности образования реализуется в России начиная с 1992 г., когда был принят действующий Закон «Об образовании». Он заключается в предоставлении обучающимся возможности выбора учебных предметов и дополнительных курсов в соответствии с их интересами и устремлениями. Учебный план включал инвариантную часть и вариативную. Вариативная часть содержала региональный и школьный компоненты (содержание образования определялось регионом и школой и не всегда соответствовало потребностям учеников и родителей). В новом стандарте основная образовательная программа также состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Таким образом, предоставлены большие права всем участникам образовательного процесса (прежде всего, родителям, обучающимся) влиять на содержание образования. Обязательная часть закрепляет изучение всех «базовых» учебных предметов. Участники образовательного процесса могут дополнительно выбрать для изучения учебные предметы, модули, курсы, заниматься внеурочной деятельностью, не связанной напрямую с изучаемыми предметами. Все эти занятия входят в основную образовательную программу и оплачиваются бюджетом. В старшей школе сегодня реализуется профильное обучение, ученик может выбрать предметы для более глубокого изучения в соответствии со своими интересами и жизненными перспективами. В предложенном проекте нового стандарта этот подход получил дальнейшее развитие. Определены традиционные обязательные предметные области, в соответствии со своими интересами ученик выбирает уровень обязательного изучения учебных предметов из этой области: профильный, базовый или интегрированный. Такие предметы, как физкультура, ОБЖ и Россия в мире представлены на одном уровне и обязательны для изучения. Кроме того, он может выбрать для изучения дополнительные курсы, модули, дисциплины, занятия внеурочной деятельностью. Финансирование всех этих занятий в пределах общего количества часов, определенного стандартом (оно больше, чем действующее сегодня), осуществляется бюджетом. Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение»: «По сути дела в новых стандартах предлагается считать 9-й класс как завершение базового образования. 10–11-е классы — это уже подготовка ребенка с учетом его индивидуальных запросов. Это реальная индивидуализация процесса обучения к дальнейшей социализации, профессиональной деятельности и профессиональному образованию». В старших классах останется 10 предметов вместо нынешних 20. Все они делятся на шесть групп. Из каждой школьник должен выбрать что-то одно: либо углубленное изучение алгебры и тогда пройти русскую литературу по верхам, выбрав «российскую словесность», либо засесть за русский язык, а вместо химии, физики и биологии взять общий курс «естествознание». Есть только три урока, которые не выбирают, а посещают все: физкультура, ОБЖ и новая дисциплина «Россия в мире». НТВ - А если учащийся освобожден от обязательных уроков физкультуры? ФГОС не регламентирует технологии обучения. По поводу проведения уроков физкультуры надо обращаться к руководителям школы. - Кем будет определяться количество часов, выделенных на изучение того или иного предмета? Количество часов на изучение предметов определяется учебным планом школы, включенным в состав основной образовательной программы. Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательным учреждением в соответствии с ФЗ «Об образовании» самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы, разработанной на федеральном уровне с участием регионов. В составе примерной основной образовательной программы (они разработаны для начального и основного общего образования) есть 3-4 варианта базисного (примерного) учебного плана. Образовательное учреждение может выбрать один из предложенных вариантов или разработать учебный план самостоятельно. - В настоящее время в расписании десятиклассника 15-17 учебных предметов. ФГОС предполагает сокращение их числа до 10 (3 обязательных и 7 по выбору из предложенных предметных областей). Почему разработчики решили пойти на такое сокращение? - Проект ФГОС старшей ступени еще не утвержден, он обсуждается в профессиональном сообществе, в СМИ и на уровне широкой общественности. Ни о каком сокращении числа предметов речь не идет. Остается обязательным для изучения традиционный набор предметных областей, ученик может выбрать уровень изучения необходимых ему предметов. - Как будет осуществляться контроль выполнения требований ФГОС? Аттестация школьников будет проводиться на основании учебных программ или «портрета выпускника»? Контроль выполнения ФГОС будет осуществляться в соответствии с законодательством РФ в образовании. Готовится новый ФЗ «Об образовании», который обозначит контрольные процедуры. Ими являются, прежде всего, процедуры лицензирования, аккредитации образовательных учреждений и аттестация выпускников, в том числе, государственная аттестация. Критериальной основой для аттестации выпускников являются требования к результатам освоения основных образовательных программ, представленные в ФГОС, и конкретизирующие их планируемые результаты. ФГОС и проект нового закона предусматривают проведение мониторинговых исследований, выявляющих тенденции развития систем образования и образовательных учреждений. Читайте также: Так ли страшен ФГОС, как его малюют? Научить ребенка добывать информацию, а не пичкать ею Новый образовательный стандарт для начальной школы: испытание практикой Российские школьники не дотягивают до стандартов

Как собрать ребенка в школу? Чтобы собрать ребенка в школу, требуется немало времени. К тому же, надо знать, на что обратить внимание и на чем можно сэкономить. В этой статье даются основные рекомендации. Собрать ребенка в школу: Собрать ребенка в школу Шаг 1: Не надо откладывать на последние дни покупку вещей, которые необходимы для школы. Труднее всего приходится тем мамам, у которых дети идут в первый класс. Ведь они смутно представляют, что надо покупать. В результате покупают школьные принадлежности без разбора и из-за этого тратят много денег и нервов. Собрать ребенка в школу Шаг 2: Где покупать товары для школы? Лучше всего вам пойти в магазин. Ведь там более богатый выбор. Некоторые предпочитают все покупать на рынке из-за того, что существует мнение, что там более низкие цены. Однако вам надо иметь в виду, что на рынке не дают гарантию на товар. Если он окажется плохого качества, вам его никто не обменяет и вам придется покупать другой. В магазине всегда можно обменять товар, если он по какой-нибудь причине вам не подойдет. Кроме того, в магазинах опытные продавцы помогут вам правильно выбрать вещи. Это сэкономит время и деньги. Собрать ребенка в школу Шаг 3: Что необходимо купить? Прежде всего, надо купить школьную форму. Самое главное, чтобы она была удобной по размеру. Желательно, если она будет натуральной. Подкладка обязательно должна быть. Для теплой погоды подойдет хлопок, для холодной – шерсть. Также надо купить спортивный костюм, кроссовки и туфли. Когда будете покупать ранец, обратите внимание на то, что у него должен быть устойчивый низ и пластмассовая ручка. Для детского шкафчика в школе, где будут храниться некоторые вещи ребенка,  нужно купить обязательно какой-то надежный замок, что-то вроде хорошего дверного замка невидимки. Собрать ребенка в школу Шаг 4: Что касается тетрадей, они не должны быть яркими. Картинки на обложке будут отвлекать ребенка. Выберите такие тетради, которые соответствуют стандартам. Собрать ребенка в школу Шаг 5: Ручки желательно купить шариковые. Карандаши понадобятся и мягкие, и твердые. Ластики лучше купить натуральные. Пенал купите мягкий. Если ребенок уронит его во время урока, не будет слышно грохота на весь класс. Как собрать ребенка в школу?Как собрать ребенка в школу? Собрать ребенка в школу Шаг 6: На уроках труда понадобится клей. Лучше купить клей-карандаш. Обложки для учебников и тетрадей желательно купить плотные, чтобы они подольше прослужили. Собрать ребенка в школу Шаг 7: Кроме вышеперечисленного надо купить цветные карандаши, пластилин, альбом для рисования, подставку для книг, цветную бумагу, кисточки, акварель, ножницы, точилку для карандашей. Собрать ребенка в школу Шаг 8: Можно также дать следующие советы. Покупайте все постепенно. Ведь это творческий процесс. Школьную форму лучше купить перед походом в первый класс. Малыш может подрасти. Когда будете ходить по магазинам в поисках школьной принадлежности, обязательно возьмите с собой ребенка, иначе рискуете купить школьную форму «старой модели», спортивный костюм, над которым «все будут смеяться» или тетради, в которых ему будет неинтересно писать. Собрать ребенка в школу Шаг 9: Пусть ребенок запомнит 1 сентября. Когда он придет из школы, устройте праздник.

Частные школы Все больше украинских родителей отдают своих детей в частные школы. Неужели нынче платное образование стало лучше государственного? Частные школы: Многие родители считают, что в частных школах их дети могут получить лучшие знания, нежели в государственных. Да и перечень дисциплин в них намного больше. В частной школе можно выучить любой язык от европейского до восточного, причем начиная с младших классов. Во многих частных гимназиях даже идет полное обучение на иностранном языке. В лицеях, ориентированных на экономическое образование, есть такие дисциплины, как деловой этикет, международная экономика, маркетинг, системный анализ, основы управления малым бизнесом и прочее. Из общих наук ни одна уважающая себя современная частная школа не обходится сегодня без эйдетики, эстетики и риторики. Ну и конечно, самые разные факультативы, обязательность посещения которых регламентируется правилами заведения. Среди них - хореография, шахматы, конный и горнолыжный спорт, туризм, рукоделие, дизайн, театральное мастерство и различные боевые искусства Еще один неоспоримый плюс частных школ, который привлекает родителей, - это комфортабельность и высокая техническая оснащенность кабинетов. Здесь на всех хватает компьютеров, никогда не дует из окон, а в столовой готовят очень вкусно. Кроме того, есть школьный автобус, который привозит и увозит детей. А еще качественный медицинский осмотр и наблюдательные охранники - родители за своих детей могут не переживать. Однако нередко, попав из «стерильных» условий тотального контроля в настоящую самостоятельную жизнь, такие дети оказываются совершенно неприспособленными к окружающему миру. Частные школыЧастные школы Теперь о коллективе частных школ. Есть родители, которые считают, что в государственных школах учатся не очень воспитанные дети, которые предоставлены сами себе. Чуть ли не дети улицы. Но не многие понимают, что есть проблемы и у так называемой элиты. Обучение в частных школах стоит немалые деньги - в среднем от 500 до 8000 гривен в месяц. Понятно, что и учатся там дети достаточно обеспеченных людей, специализация которых, например, продажа авто. Такие дети с детства привыкли к тому, что они - особенные, что им позволено все. А это далеко не лучший пример для подражания.

Делаем домашнее задание Когда ребенок идет в первый класс, это праздник для всей семьи. Ведь он скоро откроет для себя новый мир знаний, в котором окажется много захватывающего и интересного. Задача родителей – сделать так, чтобы все его проблемы свести до минимума. Очень часто бывает так, что малыш, который отсчитывал дни до похода в первый класс, через месяц говорит, что ему надоело учиться. Родители и учителя должны уже в первом классе заложить в ребенке желание учиться. Если у него что-то не получается, надо объяснить, но не ругать. Детские психологи считают, что если ребенок не хочет учиться, то в этом виноваты его родители. Ведь часто бывает так, что они, желая вырастить из ребенка образованного человека, своими неправильными методами отбивают у него интерес к знаниям. Делаем домашнее задание: Делаем домашнее задание - Не надо добиваться, чтобы ребенок сразу же стал вундеркиндом. Бывает так, что родители, желая облегчить ребенку школьную жизнь, добиваются того, чтобы ребенок осваивал какую-то часть программы еще до похода в школу. В результате ребенку становится просто неинтересно учиться. Ваша задача – поддержать в нем желание приобретать знания. Делаем домашнее задание - Не требуйте от ребенка идеального выполнения домашних заданий. Многие родители требуют, чтобы каждая буква в прописях была выписана безупречно, а устный пересказ был вызубрен наизусть. Лучше похвалите его за то, что хорошо получается и ребенок захочет добиться лучших результатов. Таким образом, вам не надо будет насильно усаживать его за учебники. Если он хочет во время занятий немного отдохнуть, то можете вместе с ним изучить кулинарные рецепты и приготовить в перерыве что-то вкусненькое. Делаем домашнее заданиеДелаем домашнее задание Делаем домашнее задание - Некоторые родители допускают следующую ошибку. Если у ребенка что-то не получается и им не удается объяснить ему ту или иную тему, то начинают сами делать уроки за него. Но так он никогда не научится готовить домашнее задание самостоятельно. Подумайте: ведь ему в будущем предстоят экзамены и контрольные работы. Поэтому надо приучить его к занятиям уже сейчас. Однако ребенок должен знать, что вы ему поможете в случае необходимости. Делаем домашнее задание - Не надо ругать ребенка за неудовлетворительные оценки, иначе он будет пытаться скрывать их от вас. Подробно расспрашивайте ребенка, в чем он больше всего испытывает трудности. Так вы будете знать, чем ему можно помочь.

Комментарии к статье Школьное право :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика