Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Время кризиса: переход из начальной школы в среднюю

01.11.13 | Категория: Школа

Переход из начальной в среднюю школуНекоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни». Совпадение изменений Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе. Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом. Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе. Привычка к контролю В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения. В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе. С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе. Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости. На первом месте - форма С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе. Он продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки. Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель. Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями. Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности. Начать с начала Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы. Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому. Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником. Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации. Вот пример из жизни десятиклассницы Маши, выбравшей для себя гуманитарное направление. Маша в начальной школе считалась слабой ученицей, часто получала тройки и двойки. Свою учительницу побаивалась, с одноклассниками отношения у нее не ладились. В общем, в школу ходить не любила. Начальную школу она закончила с тройками по русскому языку, математике и «натянутой» четверкой по чтению. На первом же уроке литературы в пятом классе Маша что-то отвечала новой учительнице, и в конце урока та похвалила девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок. Маша была изумлена — она получила пятерку, как ей казалось, ни за что. Незнакомая учительница выделила ее. Наверное, именно с этого дня урок литературы стал любимым для Маши, она стала больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы. И хотя с русским языком у Маши по-прежнему были проблемы, ей стало гораздо интереснее учиться, и из троечницы Маша превратилась в хорошистку. Именно возможность для ребенка начать учебную жизнь сначала и является ключевым положительным моментом перехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей. Причины неуспеваемости Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста. Физиологические изменения Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени. Неуверенность в себе Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах. Личные проблемы Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога. Отсутствие способностей Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах. Отсутствие интереса Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни. Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях. Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках. Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние. Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать. Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые). А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов. Общие рекомендации Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты. Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий на продленке. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
(голосов:0)
Похожие статьи:
ИЗМЕНЧИВОСТЬ Изменчивость - свойство живых организмов, включая человека, изменять свою морфофункциональную компанию, обусловливающее обилие индивидов, популяций, рас и т. д. Хоть какой человек отличим по ряду признаков от другого человека, даже собственного монозиготного близнеца. Зависимо от природы И. её подразделяют на генотипическую, либо наследную и фенотипическую, либо ненаследственную. Генотипическая И. связана с конфигурацией генотипа и потому сохраняется в поколениях. Она является следствием резких конфигураций признаков - мутаций (мутационная И.) либо результатом новых сочетаний постоянных генов за счёт их перегруппировки в мейоэе и случайности встречи гамет при оплодотворении (комбинативная И.). При фенотипической И. обилие организмов появляется без конфигурации генотипа и не сохраняется в поколениях, если отсутствуют условия, в каких оно появилось. Фенотипическая И., возникающая под действием разных критерий среды, включая питание, стиль жизни и другое, и выражающаяся в свойств, и количеств, отклонениях от начальной формы, наз. модификационной. Генотипическая И. нередко является источником наследных заболеваний.

Как приучить ребенка к горшку? В современном мире, где появилось множество всяких полезностей для малышей, до сих пор существует проблема приучения ребенка к горшку. Есть 3 проверенных способа приучения ребенка к горшку: 1. Надо как можно чаще присаживать свое чадо на горшок, непременно повторяя при этом: «Ты уже большой (мальчик/девочка), тебе пора учиться ходить в туалет как взрослые люди». Совет: ни в коем случае не ругайте малыша, если он описал пеленки и не попросился на горшок, в конце концов, ребенок скоро сам поймет, что мокрым лежать неудобно и будет подавать сигналы родителям, что бы его посадили на горшок. 2. Надо сделать переход с подгузников или памперсов на хлопковые трусики, если этого не сделать, то 1-й способ никогда не заработает. Совет: нельзя делать слишком резкий переход с подгузников на трусики, так как ребенок сразу не сможет понять, почему он не может ходить в туалет, когда вздумается. Лучше все-таки первое время на ночь или в длительную поездку надевать памперсы. Лучше всего, если они будут с каким-то ярким рисунком или символикой, например, Euro 2012. Приучить к горшкуПриучить к горшку 3. Родителям надо составить примерный график, когда их чадо хочет в туалет, у каждого ребенка он индивидуален. Совет: именно этот график поможет не бездумно сажать малыша на горшок и держать его там, пока что-нибудь не получиться, а примерно в одинаковое время, что очень облегчает жизнь родителям, так как неожиданностей станет гораздо меньше.

Опасность нагрева пластиковых бутылочекПотребление напитков из пластиковых бутылок более чем на две трети повышает содержание в организме химиката, влияющего на половые гормоны, пишет Daily Mail. Бисфенол А, который сам по себе напоминает женский гормон эстроген, применяется в производстве упаковок и баночек для продуктов и напитков, а также детских бутылочек. Исследование ученых Гарвардской школы общественного здравоохранения (HSPH) показало, что содержание бисфенола А в моче испытуемых, в течение недели пивших все напитки из пластиковых бутылок, увеличилось на 69%. Нагревание пластиковых бутылочек, что делают родители, когда хотят согреть молоко для своих детей, приводит к проникновению химиката в жидкое содержимое в опасных количествах. "Это вызывает беспокойство, так как дети могут оказаться особенно восприимчивыми к бисфенолу А, который способен привести к нарушению работы гормональных желез", - отмечает доцент кафедры эпидемиологии HSPH и Гарвардской медицинской школы Карин Х. Мичелс. Предыдущие исследования показали, что высокий уровень потребления бисфенола А ведет к врожденным дефектам, к проблемам роста и к повышению риска заболеваний сердца и диабета, пишет автор статьи Дженни Хоуп.


По представленным данным, в одной из школ города в США, ученикам было запрещено приносить завтраки с собой. По словам диетологов, дети должны питаться в столовых, где для них готовят полезные блюда.
По словам директора школы, многие дети приносят с собой из дома сладости, чипсы, которые для них вредны. Рацион детей должен состоять только из полезных продуктов. Для детей готовятся разные, вкусные блюда в столовых.
Многие дети стали с удовольствием посещать столовые, поскольку блюда им подают очень вкусные. Многие дети перестали носить с собой продукты из дома, а стали ежедневно ходить в школьную столовую.<!--more-->
Многим детям нравится приготовленная пища, которая готовится профессиональными поварами. Диетологи составили для детей специальный рацион, в который включены исключительно качественные, свежие продукты.
По словам директора школы, детям необходимо правильно питаться, в их рационе должно быть больше калорий.

Частные школы Все больше украинских родителей отдают своих детей в частные школы. Неужели нынче платное образование стало лучше государственного? Частные школы: Многие родители считают, что в частных школах их дети могут получить лучшие знания, нежели в государственных. Да и перечень дисциплин в них намного больше. В частной школе можно выучить любой язык от европейского до восточного, причем начиная с младших классов. Во многих частных гимназиях даже идет полное обучение на иностранном языке. В лицеях, ориентированных на экономическое образование, есть такие дисциплины, как деловой этикет, международная экономика, маркетинг, системный анализ, основы управления малым бизнесом и прочее. Из общих наук ни одна уважающая себя современная частная школа не обходится сегодня без эйдетики, эстетики и риторики. Ну и конечно, самые разные факультативы, обязательность посещения которых регламентируется правилами заведения. Среди них - хореография, шахматы, конный и горнолыжный спорт, туризм, рукоделие, дизайн, театральное мастерство и различные боевые искусства Еще один неоспоримый плюс частных школ, который привлекает родителей, - это комфортабельность и высокая техническая оснащенность кабинетов. Здесь на всех хватает компьютеров, никогда не дует из окон, а в столовой готовят очень вкусно. Кроме того, есть школьный автобус, который привозит и увозит детей. А еще качественный медицинский осмотр и наблюдательные охранники - родители за своих детей могут не переживать. Однако нередко, попав из «стерильных» условий тотального контроля в настоящую самостоятельную жизнь, такие дети оказываются совершенно неприспособленными к окружающему миру. Частные школыЧастные школы Теперь о коллективе частных школ. Есть родители, которые считают, что в государственных школах учатся не очень воспитанные дети, которые предоставлены сами себе. Чуть ли не дети улицы. Но не многие понимают, что есть проблемы и у так называемой элиты. Обучение в частных школах стоит немалые деньги - в среднем от 500 до 8000 гривен в месяц. Понятно, что и учатся там дети достаточно обеспеченных людей, специализация которых, например, продажа авто. Такие дети с детства привыкли к тому, что они - особенные, что им позволено все. А это далеко не лучший пример для подражания.

Комментарии к статье Время кризиса: переход из начальной школы в среднюю :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика