Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Если учитель кричит...

25.04.14 | Категория: Школа

Учитель кричитВ школе по-прежнему кричат на детей. Причем они (дети) считают это в порядке вещей, педагоги тоже. Я бы не узнала об этом, если бы не оказалась во время урока в школе. Как это влияет на психику детей, как их защитить? Сменить учителя невозможно - другого просто нет. К сожалению, вы правы. Это тема для серьезного разговора - и не только на страницах нашего журнала. Это большая социальная проблема, которая требует решения на государственном уровне. Пытаясь коротко ответить на ваш вопрос, могу сказать: дети не рассказывают об инцидентах в школе потому, что, идеализируя учителя, считают себя виноватыми в сложившейся ситуации. Для того, чтобы как-то изменить положение, родители прежде всего должны создать такую психологическую обстановку дома, чтобы сыну или дочери было легче рассказать обо всем, что происходит в классе. Ребенку легче поделиться с вами в том случае, когда конкретный случай касается кого-то другого. Поэтому родителям полезно поближе познакомиться друг с другом и совместными усилиями выяснить для себя обстановку в классе. Беседуя с ребенком, ни в коем случае нельзя принижать авторитет учителя. Его ошибочное поведение можно объяснить особенностями его характера, сиюминутным настроением, плохим самочувствием и т.д. При этом ваша собственная позиция должна быть очень четкой. Ни для вас, ни для вашего ребенка подобная манера поведения не приемлема. Публичное унижение детей в школе опасно не только тем, что снижает самооценку того, кого унижают, но и тем, что остальные дети вовлекаются в этот процесс унижения, не имея возможности встать на защиту слабого. А зачастую принимают сторону учителя, потому что в силу возраста у них еще не сформирована четкая нравственная позиция. Вот что, на мой взгляд, является самой большой социальной проблемой. Научите ребенка не смеяться вместе со всем классом над товарищем, попавшим под "удар" учителя. Можно научить ребенка просить разрешения выйти из класса в случае агрессивного поведения педагога. Самое главное - дать понять ребенку, что он имеет право на собственное мнение и собственный анализ ситуации. Одним из способов защиты ребенка может быть даже непосещение школы в течение одного-двух дней. Так как учителя нельзя заменить, можно попробовать найти с ним контакт. Очень благоприятно на психологическую атмосферу в классе действует коллективное общение родителей с педагогом в неформальной обстановке. Это могут быть туристические поездки (лучше 2-3-дневные), классные мероприятия с привлечением большого числа родителей. Заявите себя как коллектив, которому не безразличен ни один ребенок класса. Журнал "Наш малыш" №3, 2001
(голосов:56)
Похожие статьи:
Изгой в классе"В классе моего сына есть хулиганская группировка, которая дразнит и высмеивает моего ребенка. Они обзываются на него нехорошими словами: "дурак", "тупица", "толстый" и так далее. Я считаю, что пока не надо вмешиваться. Мальчики должны сами разобраться", - так считала одна из мам, обратившихся в Центр "Взаимодействие" за психологической консультацией. Распространенный миф о том, что дети должны сами решить конфликт между собой, часто является ошибочным. В том случае, когда ты один на один со своим обидчиком, третий действительно лишний. Совсем другое дело, когда ребенка травит группировка обнаглевших подростков или когда девочка имеет дело один на один с мальчиком в два раза сильнее ее. Здесь необходимо срочное вмешательство педагога, либо родителей, если учителя бездействуют. Иначе вы рискуете, что вашего ребенка изуродуют не только психологически, но и физически. Здесь действует простой з акон физики. Дети - обидчики, как правило, намного превосходят своих жертв по физической силе. Какие дети наиболее подвержены тому, чтобы стать изгоем в классе? Зарубежные психологи выделяют следующие психологические факторы риска: в первую очередь, это дети с физическими отклонениями в развитии. Дети - инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями. Такие дети могут стать не только изгоями в классе, но и быть обременительными для своих родителей. Родители, которые больше заботятся о том, как они и их ребенок выглядят в глазах окружающих, чем о самом ребенке, рассматривают его как символ собственного поврежденного самоотражения. Они могут пренебрегать психологическими потребностями ребенка: в любви, во внимании, в принятии, в защите и так далее. Кроме того, дети могут способствовать насилию, как со стороны класса, так и со стороны учителей своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивностью. Такое поведение можно расценивать, как провоцирующее. Дети - жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны. Эти дети часто имеют симбиотические (слишком тесные) связи с родителями, обладают слабым социальным опытом и поддержкой. Психологи выделяют некоторые поведенческие черты жертвы: подвергается высмеиванию, толчкам и пинкам, старается избегать драк, его вещи отнимают или уничтожают, приходит домой в порванной одежде, в царапинах и синяках, сверстники не принимают его в свои игры, с ним почти никто не дружит, старается держаться вблизи от учителя. Если это портрет вашего ребенка, то у вас есть повод прояснить ситуацию в его школе и классе. Унижения, оскорбления, издевательства и высмеивание ребенка расцениваются психологами как психологическое насилие. Родителям необходимо не только защищать и поддерживать своего ребенка, но и научить его быть более активным и защищать себя. В конечном итоге ваш ребенок должен научиться самостоятельно справляться с проблемами и в то же время он будет чувствовать защиту в своей семье. Нужно больше хвалить и поощрять его поступки, даже самые мелкие достижения. Тем самым вы будете повышать его самооценку и создавать ощущение успеха. Если ваш ребенок обладает реальными физическими дефектами, важно, чтобы вы к этому спокойно относились. Дети прекрасно чувствуют состояние родителей и являются его индикаторами. В качестве примера можно привести две семьи: в одной девочка облысела в 6 лет, в другой мальчик и девочка облысели примерно в том же возрасте. В первой семье мать очень тревожная и гиперопекающая в течение семи лет таскала дочь по разным врачам, заставила ее сменить школу, потому что там девочку обзывали и высмеивали. В новой школе ситуация повторилась. У девочки - подростка сложился комплекс неполноценности. Она носит парик и скрывает проблему от одноклассников, вызывая тем самым к себе всеобщий интерес. В другой семье мать быстро убедилась, что лечение у врачей не принесло ее детям ощутимых результатов, и оставила дальнейшие попытки, перестав при этом заострять внимание на этой проблеме. Если говорить более точно, она совершенно спокойно к этому относилась. В результате ее сын и дочь оба коротко стриженные, причем у девочки нет даже бровей, чувствуют себя прекрасно и в школе все давно привыкли к их виду. Эти два случая иллюстрируют также степень детского интереса и любопытства ко всему необычному, их потребность все изучать и исследовать, узнавать истину. По этой причине девочке из одной семьи задавали разные нетактичные вопросы, а брату с сестрой из другой семьи вопросы быстро перестали задавать, так как тема была исчерпана. Важно, чтобы ваш ребенок чувствовал, что вы действительно любите и принимаете его таким, какой он есть, что вы считаете его привлекательным. В силу своего эгоцентризма дети приписывают ошибки взрослых самим себе: "Если врачи так долго не могут меня вылечить, значит это я такой плохой", "Если отец пришел с работы и не поздоровался со мной, значит во мне что-то не так, я в чем-то провинился". Когда ваш ребенок будет иметь достаточно высокую самооценку и уверенность в себе, его уже не заденут чужие оскорбления. В результате он будет игнорировать своих обидчиков и им будет уже не так интересно его дразнить. Если вы решили разобраться с обидчиками, то вам необходимо не только серьезно с ними поговорить, но и выяснить ситуацию в их семьях. Обидчиками, как правило, становятся дети, которые хронически подвергаются насилию и пренебрежению либо со стороны группы сверстников, либо со стороны взрослых. Так, ко мне на консультацию пришла мать вся в слезах: "Мой сын стал очень агрессивным, дерется в школе, хамит учителям, бьет брата. Я знаю причину - раньше я постоянно наказывала его ремнем, мне казалось, что так правильно его воспитывать. Теперь я боюсь, что из него вырастет преступник". Действительно, если ничего не делать в этой ситуации, то из таких детей вырастают потом преступники. Здесь, как и в других случаях, когда дети становятся жертвами или обидчиками необходима серьезная работа психолога со всей семьей. Насилие порождает насилие. В одной ситуации ребенок оказывается жертвой, в другой обидчиком. Обычно, обидчики получают удовольствие от своей роли, так как им наконец-то удается приобрести чувство силы и контроль над ситуацией. Итак, вам необходимо быть внимательными к школьной жизни своих детей. Очень часто, ситуация "изгоя в классе" складывается не случайно, а является преувеличенным, как в кривом зеркале, отражением отношений царящих в семье.

Конфликты в школеДети свои проблемы приносят в школу из дома, из семьи. Каковы же основные причины конфликтов в школе? Как помочь ребенку преодолеть страх перед непосильными задачами? Как получается, что дети, вежливые и спокойные дома, вытворяют в школе всякие штуки? Сможет ли адаптироваться к школе ученик со сложным, конфликтным характером? Как родителям согласовать свои ожидания с возможностями ребенка? Всякий конфликт, когда речь идет о взаимодействии людей, означает наличие противоречий. В его основании лежит отсутствие согласия между двумя сторонами, в нашем случае — между родителями и школой. Нам следует помнить, что в школьной жизни продолжается воспитание ребенка и проявляется то, что берет начало в семье: если, например, дети растут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать других людей. Каковы же основные причины конфликтов в школе? Они разные. Учитель не смог понять ученика или не знал, что собой представляет этот ученик, не успел выявить все подводные течения: каковы взаимоотношения в семье учащегося, давно ли он учится в этой школе — вот вам и почва для возникновения конфликта. Но если у ребенка возник конфликт с учителем, с точки зрения администрации всегда виноват учитель. Если учитель допустил возможность возникновения конфликта, значит, ему не хватило опыта, профессионализма, значит, он не знал психологии ребенка — учитель не должен доводить до конфликта общение с учеником. И если учитель не может справиться с классом, то нужно заменить преподавателя. Но начнем с первых шагов в школе. Страх перед непосильными задачами — совсем не мотивация для ребенка в любом случае, а уж в школьной жизни — и подавно. Нежелание некоторых первоклашек идти в школу может быть вызвано тем, что у его родителей связаны со школой неприятные воспоминания, и, возможно, он уже неоднократно слышал отрицательные отзывы о школе — сейчас ведь родители не стесняются говорить при детях обо всем. А вот дети, чьи старшие братья и сестры уже учатся в школе, как правило, идут учиться с удовольствием. Потому что младшие всегда обучаются у старших, подражают их примеру. Младшие уже знают, чем занимаются в школе, им ничего не нужно объяснять, они уже понимают, как себя вести, чего школа от них потребует. Акцентировать внимание ребенка на трудностях не стоит, ведь школа дает ребенку множество положительных эмоций: радость общения, дружбы, возможность выбрать для себя наиболее интересное занятие. Нередко конфликты возникают, потому что родители считают, что все им обязаны, а они на все, что угодно, имеют право. Ученик должен нести ответственность за невыученный урок, но часто, вместо того, чтобы довольствоваться «двойкой», он бежит жаловаться родителям на несправедливость учителя. А среди родителей есть такие, которые считают, что их ребенок прав по определению. В общеобразовательной школе подобные конфликты исчерпываются, когда родители, считающие своего ребенка вундеркиндом, переводят свое чадо в экспериментальную, элитную, частную или специальную школу, то есть в школу, вокруг которой сложилась легенда. Для школы в целом это не особенно хорошо, потому что в результате уменьшается количество потенциальных отличников и сильных учеников. Однако это не очень страшно, ибо талантливые дети всегда находятся, только нужно правильно к этому таланту отнестись. У нас был одаренный ученик, которого мы перевели из четвертого класса в шестой, поскольку у него обнаружились выдающиеся способности по математике. Таких детей нужно сразу выявлять и позволять им заниматься любимым предметом на более сложном уровне. Иногда дети приходят в первый класс очень хорошо подготовленными, тогда их можно сразу переводить во второй. Зачем ученику рисовать крючочки, если он уже хорошо пишет буквы? Почвой для конфликта может являться и то, что родители не всегда верно соотносят свои амбиции со способностями детей и тем самым ставят ребенка в трудное положение, ожидая от него немедленных хороших результатов. И это может стать причиной неуспеваемости ребенка. Часто бывает, родители гордятся, что ребенок в спецшколе изучает английский, французский и испанский, но потом он не выдерживает нагрузки, заболевает, у него портится характер, и в итоге он оказывается в обычной общеобразовательной школе. Ко всем напастям в этой ситуации добавляется «понижение статуса» (хотя неизвестно, так ли это на самом деле) и ребенок будет эту ситуацию переживать болезненно. Не стоит делать ребенка предметом своих амбиций и фантазий. Нужно попытаться понять, к чему у него лежит душа — пусть вместо трёх иностранных языков он запишется в конструкторский кружок, где мастерят авиамодели, если ему это интереснее. Может быть, послушный ребенок и будет выполнять волю родителей и прилежно изучать то, что ему неинтересно, но принесет ли ему это счастье? Нередко родители высказывают недовольство тем, что в школе производится «искусственный отбор» — создаются классы отличников и классы отстающих, на которых учителя часто машут рукой. Но это неправильно. Если произведен такой отбор, лучшие учителя должны быть направлены для исправления двоечников. Всегда нужно правильно распределять учительские кадры. А на ребенке нельзя ставить клеймо: «Ты — двоечник, и сиди в классе коррекции», ведь неизвестно, кем этот человек станет в будущем, возможно, у него откроются способности в самой неожиданной области. В некоторых случаях неожиданным для пап и мам оказываются буйное поведение в школе их детей — таких тихих и спокойных дома. Как получается, что дети, вежливые и спокойные дома, вытворяют в школе всякие штуки? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов в адрес ребенка сочетаются у родителя с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». А ведь одной из причин недисциплинированности очень часто служит то, что родители не дали ему возможности свою энергию выплеснуть дома. Либо его строго наказывают, либо обещают подарки или деньги за хорошее поведение и сделанные уроки, и ребенок сидит дома тише воды, ниже травы. А в школе он, конечно же, берет свое. Мне часто задают вопрос: сможет ли адаптироваться к школе ученик со сложным, конфликтным характером? У нас учится один такой мальчик. Однажды он неожиданно раскрылся в литературном творчестве, в результате для него открылись перспективы. Наша школа им. А.С. Пушкина издает пушкинский литературный сборник, на страницах которого любой ученик может опубликовать свои произведения. И вот этот мальчик, тогда второклассник, захотел принять в нем участие. Вы представляете, как горд был малыш, когда ему торжественно вручили авторский экземпляр сборника? Он, конечно же, остепенился, осознав себя поэтом. Часто сложные дети оказываются наиболее одаренными. Нужно уметь дать ребенку простор для самовыражения. Вспоминаю еще одну ученицу, плохо успевавшую по всем школьным предметам: та оказалась необычайно талантливой в искусстве танца — и все благодаря маме, которая активно развивала свою дочь, приобщая ее к художественной самодеятельности. На трудном ребенке никогда нельзя ставить клеймо. Есть школы компенсирующего обучения для тех, кто по болезни не может полноценно усваивать программу. В конце концов, ребенка, плохо воспринимающего школу, можно и дома обучать, если родители уверены, что дадут ему необходимое образование. Другая часто обсуждаемая проблема — ребенка не принимают одноклассники. В таком случае его можно попытаться адаптировать к коллективу с помощью самодеятельности, записав в школьный ансамбль, в какую-нибудь секцию, дать ему возможность поучаствовать в театральной постановке, либо перевести в другой класс. Объединяют совместные дела. Иногда бывает, что правильно воспринимать человека мешают сложившиеся стереотипы. Случается, дети знают друг друга с детского сада: они были в одной группе, теперь идут в один класс и переносят в школу сложившиеся отношения. Ребенок подрастает, изменяется, а восприятие его окружающими детьми не меняется. Поэтому, если у ребенка отношения с какими-то детьми не сложились в детском саду, лучше не отдавать его в один класс с ними. Иногда родители настаивают: «Он привык находиться с этими детьми, ему с ними будет лучше». Но некоторым детям полезнее оказаться в новом коллективе. Перечислять возможные вопросы и претензии родителей можно было бы и дальше, но остановимся на главном — конфликты вырастают на почве нашего общего несовершенства: учительского и родительского. Каждый должен работать над собой. Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым. И наоборот, боязнь перегрузки детей в школе, отстранение их от домашних обязанностей есть большая ошибка — в этом случае ребенок скорее станет эгоистом и будет пренебрегать трудом вообще. Повторюсь, дети свои проблемы приносят в школу из дома, из семьи. Многие из нас могут состояться как хорошие работники, как верные друзья, как счастливые муж или жена, но оказаться несостоятельными как родители. Состояние детей: их поведение, учеба, интересы, всегда отражает состояние их родителей. Не стоит искать идеальной школы, важно самому двигаться в нужном направлении, не переставать искренне интересоваться миром и учиться. Статья напечатана в журнале «Виноград» (ноябрь-декабрь 2009 г.)

Стеснительный ребенокОбычно взрослые считают стеснительность недостатком. Многие думают, что эта черта свойственна детям с заниженной самооценкой. На самом деле скромность может стать недостатком, только если родители будут воспринимать это качество в плохом свете. Стеснительный ребенок может быть таким же счастливым и таким же уверенным в себе, как и его более бравые сверстники. Одна женщина рассказала, что в детстве была скромным ребенком, но ее родители никогда не говорили ей, что скромность - недостаток. В результате она выросла осторожной, но уверенно идущей по жизни личностью. А другая женщина пожаловалась, что ее постоянно критиковали за стеснительность. Родители все время пытались ее изменить: "Почему ты не ведешь себя как другие дети?", "Почему ты такая необщительная?" С тех пор она частенько сомневается в себе, и в такие моменты ей мерещится прикрикивающая мать: "Ну, давай! Подойди к ним и начни разговор!" То, как ребенок воспринимает свою стеснительность, целиком зависит от родителей. Если они относятся к ребенку как личности и принимают его скромность как черту характера, а не как недостаток, значит, и он будет уверен в себе и сможет наслаждаться жизнью точно так же, как и другие дети. Но если родители станут слишком много внимания уделять скромности ребенка, он начнет сомневаться в своих качествах. Воспринимать стеснительность как черту характера и чувствовать, что это недостаток - две большие разницы. Когда родители думают, что скромность - недостаток, ребенок считает себя неполноценным. Стеснительность - черта характера, а не недостаток. Скромные дети всегда очень милы, щедры и отличаются хорошим поведением. Как правило, они умеют слушать и уважать чужую точку зрения. Им нравится, когда другие дети участвуют в их играх. Хотя иногда они зажимаются, в других ситуациях чувствуют себя абсолютно уверенно. Им нравится играть с небольшой группой детей (два-три человека) и разговаривать с одним взрослым. Если стеснительного ребенка чем-либо заинтересовать, от его зажатости не останется и следа. Он начинает стесняться только из-за чрезмерного внимания окружающих. Обычно дети никогда не страдают от своей скромности, гораздо чаще эта черта раздражает родителей. Они чувствуют себя неловко, когда их ребенок ведет себя не так бойко, как другие дети. Им кажется, что на малыша смотрят предосудительно или просто не обращают на него внимания, а больше занимаются с другими, более активными детьми. Родители могут помочь себе и ребенку избегать неловких ситуаций и защитить его от критики посторонних. К примеру, многие скромные дети стесняются говорить "здравствуйте" или отвечать на вопросы взрослых. Пусть родители сделают это за них и сами непринужденно заведут разговор, чтобы отвлечь внимание собеседника от ребенка. Попытка разговорить ребенка приведет к худшему результату, он может совсем замкнуться в себе и замолчать. В тоже время необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность. Стимулируйте ребенка к разностороннему общению в быту: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (например, деньги - продавцу). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно. Преодолеть неловкие ситуации помогают ролевые игры. Поиграйте с ребенком: "Давай представим, что ты встречаешь Джеки в коридоре школы. Как ты с ней поздороваешься?", "Представь, что я тетушка Карен и спрашиваю у тебя: "Как дела в школе?". Практика ролевых игр бывает очень полезной. Но не стоит ждать от ребенка раскованного поведения в некомфортной для него обстановке. Если родители ждут гостей, они должны подготовить к этому ребенка. Хорошо, если и к нему придет кто-нибудь из друзей. Или он может помочь приготовить квартиру к приему гостей, а потом уйти в свою комнату. В любом случае, если родители создадут такую ситуацию, когда никто не будет фиксировать внимание на ребенке, всем от этого будет легче. Родителям всегда интересно знать, как ребенок может преодолеть застенчивость в школе. Если и вас волнует эта проблема, понаблюдайте, как ваш ребенок чувствует себя среди одноклассников. Не нужно в самом начале учебного года говорить учителю о том, что ваш ребенок стеснительный. Учитель может относиться к нему иначе, чем к другим детям, и тем самым обострить проблему. Со временем ребенок начнет увереннее общаться с одноклассниками. Поднимите вопрос о скромности вашего ребенка на родительском собрании. Объясните учителям, что они не должны говорить ему, что стеснительность - недостаток. Кроме того, им не стоит брать на себя ответственность изменить характер ребенка. Многие учителя любят тихих учеников. Поэтому ваш скромный сын или дочь в конце концов будут вознаграждены за свое примерное поведение, возможно, даже больше, чем вы того желали. К примеру, одна девочка получила поощрительную грамоту за то, что вела себя тихо. Потом во время родительского собрания учительница объявила родителям девочки, что та чересчур стеснительная. На что родители в недоумении ответили: "Но ведь вы сами хвалили ее за то, что она ведет себя тихо!" и попросили учительницу, чтобы та прекратила обращать внимание на скромность девочки и поощряла ее не за поведение, а за успехи в учебе и за участие во внеклассных мероприятиях. Иногда ваш стеснительный ребенок будет возвращаться из школы расстроенным оттого, что ему трудно участвовать в общих мероприятиях, а дома вдруг станет активным и требовательным. Не ругайтесь на него, ведь ему нужно где-то выплескивать свои эмоции. Если ребенок будет чувствовать себя дома уверенно, он расскажет вам, почему стесняется участвовать во внеклассных мероприятиях. Разумеется, по мере взросления ему будет легче "открывать душу" перед родителями, если те создадут дома атмосферу комфорта. Иногда вам будет казаться, что ваш ребенок навсегда останется "скромнягой", но на самом деле трудно предсказать заранее, как со временем изменится его характер. Многие дети, очень стеснительные в период начальной школы, потом становятся боевыми. В любом случае, ваша основная обязанность воспринимать стеснительность ребенка как естественную черту характера и создавать все условия, чтобы он чувствовал себя комфортно в любой ситуации.

У ребенка в школе нет друзейУ моего ребенка в школе нет друзей и он по этому поводу расстраивается. Ему трудно сходиться с людьми. Как мне ему помочь? В саду он тоже не был общителен. Вера. Отвечает Дмитрий Константинович ТЮТТЕРИН, заместитель директора по воспитательной работе школы «Знак»: Здравствуйте, Вера! Прежде, чем отвечать на Ваш вопрос, давайте разберемся – требуется ли ребенку помощь? Опыт подсказывает, что чаще всего родители, желающие «подружить» своего ребенка, реализуют тем самым свои собственные представления о том, как, по их мнению, должно быть. В этом они опираются на свои собственные детские воспоминания или какие-то шаблоны. Между тем, если не углубляться в сложные педагогические термины, дети есть общительные и необщительные. И то и другое -- вариант нормы. Возможно, если ваш ребенок за несколько лет так не с кем и не подружился, то для него необщительность -- качество личности. И тот дискомфорт, который он испытывает (и о котором вам рассказывает) – это дискомфорт замкнутого человека, находящегося долгое время в одном помещении с большим количеством других людей. В таком случае, просто давайте ему больше отдыхать, быть дома. Но даже если ребенок говорит, что действительно хочет иметь друзей, тут еще не все так просто. Под этим своим заявлением он вполне может понимать следующее: Он хочет быть лидером в классе. Он хочет нравиться сверстникам. Ему не хватает общения с вами. Ему важно, чтобы на него обращали внимание. Ему нужно, чтобы кто-то разделил его интерес. Ему важно внимание какого-то конкретного человека и он не может его завоевать. Ему важно иметь человека, которому он может доверять. И прочее, и прочее, и прочее. Попытаетесь сузить его проблему, поговорите с ним, задавая наводящие вопросы. Поговорите с учителями, попросите их поделиться наблюдениями. Постарайтесь понаблюдать ребенка в обычной школьной ситуации урока, обеда, прогулки, перемены (по возможности, чтобы он не знал, что за ним наблюдают). Только ни в коем случае не принимайте за исходные данные поведение ребенка дома. Ваш ребенок дома и он же в школе – это два разных человека. И это тоже нормально. Сделанные наблюдения не только помогут вам определиться и сузить проблематику (а заодно и понять, хотите ли вы поддерживать чадо в его стремлении, ведь не всякие стремления стоит поддерживать), но и увидеть явные просчеты в его действиях, подбодрить его. Дальше с ребенком можно беседовать, имея на руках не только его интерпретацию обстановки, но и собственные наблюдения. Ребенок вполне может не замечать, что он слишком груб, или считать, что все другие просто обязаны смотреть на него, когда он говорит. Про это стоит говорить, но мягко, учитывая возраст и помня, что разговор затеяли вы, чтобы помочь ребенку. Не стоит приводить примеров из серии «Вот я в твоем возрасте…». Для ребенка ваше детство – категория абстрактная. И проблема-то у него, а не у вас столько-то лет назад. Попробуйте ему помочь, спровоцировав ситуацию, где ему будет легче подружиться с детьми. Организуйте с другими родителями выезд или какой-то праздник, где ваш ребенок сможет проявить себя. Организуйте день рождения или именины ребенка, пригласив к себе гостей. Покажите ребенку пример и сами подружитесь с кем-нибудь, так чтобы основные этапы процесса проходили у него на глазах. Но, главное, ни в коем случае не делайте следующего: не стоит брать ребенка за руку, подводить к другому ребенку и говорить что-то вроде «Вот это Вася, давай, сыночек, будем с ним дружить!». Даже если из этого выйдет дружба (что вряд ли), то главный момент знакомства будет упущен. Ваш ребенок не получит очень важный жизненный урок. Урок мужества, урок первого шага навстречу. Этот первый шаг ребенок должен сделать сам.

Ребенок почемучкаК трем годам наступает время вопросов, ребенок задает столько "почему?", что если бы родители взялись бы их записывать, то получилось бы несколько томов. Многие детские "почему" касаются окружающего мира, природы, физиологии животных или человека, поведения и прочего. Вопросы - это жажда познания, и ребенок хочет получать адекватные ответы. Малыш доверяет родителям и хочет от нас компетентности или хотя бы искренне ответы, а не отмазка и отмахивание "мал еще, потом поймешь". Пусть не всегда легко найти ответ на тот или иной вопрос, отвечать все равно необходимо. Ребенку трех-четырех лет уже достаточно того, что родители попытались объяснить то, что знают. И в таких разговорах, он понимает, что может доверять родителям и в будущем так же рассчитывать на нашу помощь. Но только не стоит увлекаться. Любой вопрос ребенка, даже самый простой требует нормального вопроса, а не "сказочного". Если ребенок спрашивает: "Почему идет дождик", не надо говорить, что "Боженька плачет или ангелочки полы моют". Малыш ждет серьезного ответа, почти научных, и на подобный вопрос лучше дать ответ наподобие: "Облака состоят из воды, сталкиваются друг с другом и разрушаются, а вода льется на землю в виде дождика..." - такой ответ вполне удовлетворит малыша, хотя может и породить еще несколько "почему". Впрочем после такого серьезного ответа, можно добавить что-нибудь вроде: "А знаешь, про дождь есть сказки..." и там уже можно и про ангелочков и про Бога и про все остальное рассказать. Пока этого ребенку будет вполне хватать, но очень быстро пролетит время и малыш будет ожидать более точных и глубоких ответов. И тут тоже нельзя говорить, что ребенок еще очень маленький и когда вырастит, тогда и все ему расскажут. Если родители что-то не знают или в чем-то сомневаются, тут два пути, один: взять и с ребенком детскую энциклопедию и вместе найти ответ на нужный вопрос; второй: честно сказать ребенку, что не знаете ответа на данный вопрос, но обязательно выясните и расскажите. При этом нельзя забывать про обещание и чем скорей тем лучше прочитать и рассказать малышу так, чтобы ему было понятно. Но если родители забудут, что обещали ответить, то подорвут доверие ребенка и ответы на более серьезные вопросы ребенок пойдет искать у других людей, и не всегда они будут соответствовать тому, что хотели бы дать родители своим детям. Большие трудности вызывают у родителей вопросы, которые касаются нашего поведения и поведения других людей, общественного порядка, сексуальной жизни. За многими такими вопросами стоит психологическая ситуация, переживаемая ребенком. Например, если малыш задает вопрос: "Почему собачке можно писать в парке, а мне нет?", тут чаще всего подразумевается: "Если мне захочется писать, когда мы гуляем, нужно обязательно идти домой?" Ответы в данном случае должны быть не просто теоретическими, а исходить из реальной ситуации, пережитой ребенком. Например, такая ситуация: ребенок спрашивает: "Почему нельзя обзываться?", Ответ: "Потому, что обзываются для того, чтобы кого-то унизить или обидеть". "И черт побери говорят чтобы обидеть?", "Нет, но воспитанные люди так говорить не должны", "А почему тогда бабушка так говорит?" Вот тут многие могут допустить ошибку, сказав, что бабушка уже взрослая и сама разберется, что можно говорить, а что нет. Так делать нельзя, потому что у ребенка возникнет впечатление, что взрослые могут делать все, как им заблагорассудится и оставаться безнаказанными, особенно если у них есть власть. Правильно ответить вроде того: "К сожалению, у бабушки эта привычка появилась давно, она хотела бы прекратить, но часто на работе слышит, как так выражаются, и поэтому ей очень трудно отвыкнуть. А тебе легче, потому что не надо приобретать такую привычку, чтобы потом отучаться". Бывает так, что родителям сложно ответить на вопросы-сравнения, например: "Мама ты дашь мне сейчас конфету?" "Нет". "Почему?" "Потому что сначала мы с тобой будем обедать". "А почему тогда Ване мама дала?" Тут лучше избегать негативной оценки поведения другого человека и ответить наподобие: "Каждая мама поступает так, как ей кажется лучше для своего ребенка. Сначала ты пообедаешь, а потом получишь конфету." В таких вопросах нужно помочь ребенку находить объяснения поведения, которое отличается от правил принятых в нашей семье. Так малыш научится относиться к другим с уважением и "не совать свой нос" в чужие дела из простого любопытства.

Комментарии к статье Если учитель кричит... :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика