Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Развитие речи и мышления у детей

25.03.14 | Категория: Психология детей

С развитием речи развивается и мышление детей. Оно зависит прежде всего от обогащения чувственного опыта детей и происходит в процессе их деятельности и при соответствующих словесных объяснениях взрослых. Поэтому обогащение восприятия, развитие речи и ориентировки детей в окружающем в целях развития их мышления являются существенной задачей их умственного воспитания. Основным средством умственного воспитания детей являются игра и все другие виды деятельности (наблюдение, рассматривание картинок, рисование и др.). В процессе деятельности уточняются и углубляются знания детей, представления становятся более ясными, отчетливыми, понятия — более правильными, глубокими; происходит развитие всех психических процессов — памяти, внимания, воображения, мышления. Для развития деятельности детей необходимо предоставление им достаточного количества разнообразных впечатлений, обеспечение правильным оборудованием и разнообразными пособиями, игрушками и, что самое главное, правильное руководство со стороны воспитателя. Учитывая большое значение игры и всех других видов деятельности, создание необходимых условий для их развития в период раннего детства является очень существенной задачей умственного воспитания детей. Необходимо постепенно развивать у них и умение заниматься, развивать способность обучаться — внимательно слушать, следить за показом воспитателя, выполнять по предложению взрослого какое-либо действие, подчинять свои действия определенным правилам. При удовлетворении потребности детей в движениях, в разнообразной деятельности, частом ласковом общении с ними, правильном воспитательном подходе и режиме дети раннего возраста находятся преимущественно в эмоционально-положительном настроении. В их поведении много проявлений различных положительных чувств, которые возникают по разнообразным, все усложняющимся поводам. И, наоборот, при неправильной организации жизни ребенка, отсутствии условий для самостоятельной деятельности (недостаточное количество игрушек, бедность впечатлений), перегрузке групп, неправильных формах руководства со стороны воспитателя или утомлении в результате неправильного режима дня у детей легко возникают и закрепляются отрицательные чувства, у них преобладает вялое, пониженное настроение или повышенная раздражительность, проявления недовольства, обиды, страха, дети часто ссорятся друг с другом. Отрицательные чувства, например вялое, пониженное настроение, неудовольствие, частые огорчения, а тем более страх, угнетают психику ребенка. Наоборот, радость, удовольствие, любознательность повышают жизнедеятельность детского организма, ведут к активности ребенка, что так важно для его развития. Поэтому создание условий для бодрого эмоционально-положительного состояния, формирование и обогащение положительных чувств, предупреждение отрицательных эмоциональных переживаний являются очень серьезной задачей воспитания.
(голосов:18)
Похожие статьи:
Формирование у детей положительных взаимоотношений со взрослыми
В подвижные игры вовлекаются в основном небольшие группы детей — от 4—5 до 5—10. Очень важным моментом подвижной игры является умение воспитательницы провести ее живо, весело, вступая в игровое общение с каждым ребенком, с учетом его индивидуальных особенностей. С детьми 1 года 6 месяцев целесообразно проводить такие игры, как «дети и собачка», «пузырь», «догонялки», «колокольчик», катание большого и маленьких мячей, разбрасывание их и собирание. Подвижные игры должны проводиться ежедневно. Для того чтобы вызвать у детей оживление, порадовать, посмешить их, надо проводить игры-развлечения, показывать детям заводные игрушки, солнечный зайчик на стене, играть с ними в прятки, догонялки, игры-шутки.<!--more--> Такие игры-забавы проводят ежедневно индивидуально с каждым ребенком и объединяют детей в группы. Учитывая значение разных видов деятельности детей, в течение недели с детьми второго года необходимо проводить следующие занятия: по развитию речи и ориентировки детей в окружающем; по развитию действий с предметами, дидактические игры по сенсорному развитию; музыкальные занятия; игры, гимнастика, развлечения. Формирование у детей положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми, выработка некоторых доступных правил поведения и предупреждение отрицательных привычек являются уже на втором году жизни необходимой и весьма существенной чатью воспитания.
Решение этих задач является первой ступенью нравственного воспитания ребенка. Для создания положительного отношения детей друг к другу необходимо предупреждать возникновение между ними конфликтов. Надо следить, чтобы дети не собирались в одном месте, чтобы у них было достаточное количество игрушек, чтобы они не мешали друг другу. В этом возрасте нельзя требовать от детей, чтобы они играли вместе. Без непосредствен не го участия взрослого это им еще трудно. Для воспитания положительных взаимоотношений и правил поведения необходимо закреплять положительные действия ребенка (похвалить, выполнить его просьбу, помочь ему) и не закреплять отрицательные (например, если ребенок отнял у другого игрушку, то ни в коем случае нельзя давать ему ее; если он ударил другого, — выразить ему явное неудовольствие). Нельзя заставлять ребенка спокойно, не двигаясь, долго стоять или сидеть без дела. В возрасте до 1 года 4—5 месяцев широко применяется метод отвлечения, т. е. переключение внимания и интереса ребенка на другое в том случае, когда его требование невыполнимо, а причину отказа он еще не может понять.

Умственное воспитание в период раннего детства включает развитие ощущений, восприятия, речи и ориентировки в окружающем, игры и других видов деятельности, формирование представлений и первичных понятий о предметах, качествах и явлениях, а также развитие памяти, внимания, наглядно-действенного мышления, воображения, эмоций, умственных способностей — сравнивать, различать, выделять существенное, обобщать, устанавливать причинную зависимость отдельных явлений. Сенсорное воспитание — развитие у детей ощущений, восприятий и представлений, т. е. сенсорных процессов, связанных с деятельностью органов чувств. Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия явлений, т. е. с чувственного отражения в мозге ребенка предметов и явлений окружающей действительности. Разнообразные по содержанию ощущения и восприятие окружающих предметов являются основой умственного воспитания ребенка. Рассматривая, ощупывая, слушая, действуя, дети практически познают различные качества и свойства предметов. Однако развитие восприятия возможно лишь в результате деятельности ребенка и специальных воспитательных приемов. С первых месяцев жизни необходимо обеспечить детей различными в зависимости от возраста игрушками, дидактическими пособиями. Активно используя их, ребенок знакомится со свойствами предметов, развивает свои сенсорные способности. Большое влияние на развитие восприятия оказывает участие воспитателя. Уже очень рано (на 3—4-м месяце) игрушка, показываемая взрослым, вызывает более длительное и потому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребенка. Позже, с развитием речи, роль воспитателя в развитии восприятия ребенком окружающего увеличивается. Большую роль играет эмоциональное отношение ребенка к воспринимаемому предмету или явлению, а также значение для него данного предмета. То, что интересно, ярко, ново, воспринимается ребенком лучше. В детском учреждении нужны специальная организация внешней среды, а также пособия и занятия, способствующие сенсорному развитию детей. Необходимо соответствующими воспитательными приемами учить детей различать, сравнивать, постепенно развивать у них способность к наблюдению, устанавливать связь между отдельными явлениями (пошел дождь, дорожки в саду стали мокрыми).

Маленький ребенок многому учится в процессе индивидуального общения с ним взрослого в повседневной жизни — во время кормления, одевания, прогулки, игры. Воспитатель учит ребенка брать предметы, ползать, ходить, складывать пирамидку, правильно держать ложку, надевать чулки, не отнимать, а просить желаемую игрушку и многому другому. Во время игры и наблюдения дети знакомятся со свойствами окружающих предметов, от взрослых узнают названия и назначение этих предметов, но в семье, а также в условиях общественного воспитания нельзя обеспечить разностороннее развитие детей, пользуясь только общением с ними в процессе их самостоятельной деятельности. При таком общении трудно обеспечить планомерное влияние на всех детей группы и всестороннее их развитие. Поэтому наряду с правильной организацией самостоятельной деятельности детей и обучением в процессе их повседневной жизни необходимы различные игры, организуемые взрослыми (подвижные игры с правилами, игры-развлечения), и специальные занятия. Эти занятия являются особой формой педагогического процесса. Занятия проводятся по заранее составленному плану и программе. Для занятия создаются специальные условия, наиболее благоприятствующие сосредоточенности внимания детей, подбираются специальные пособия, при помощи которых легче вызвать интерес и достичь поставленной цели. Все это делает занятия наиболее эффективной формой обучения детей, посредством которой обеспечивается систематическое, плановое продвижение в их развитии. На занятиях детей знакомят с различными предметами, их свойствами, словесным обозначением, формируют умения и навыки пользования этими предметами, обогащают их знания и ориентировку в окружающем. Совместная деятельность детей во время занятия формирует положительные взаимоотношения между ними (интерес к деятельности других детей, желание показать результаты своей работы и т. д.). Во время занятия ребенку предъявляются постепенно усложняющиеся требования выполнять определенные правила, что способствует воспитанию организованного поведения. Все это вызывает у детей особое отношение к занятиям, отличающееся от других видов их самостоятельной деятельности. Для детей раннего возраста занятия не только являются средством обучения, но и обеспечивают смену видов деятельности, что так важно для поддержания их активного бодрого состояния.

Наблюдая, а затем отображая в своей игре явления окружающей жизни, ребенок закрепляет свои представления, накапливает знания, начинает все лучше ориентироваться в обстановке, приобретает свой опыт. Однако деятельность детей будет иметь положительное значение для их здоровья и развития только при правильной ее организации и руководстве сестры-воспитательницы. Далеко не всякая деятельность может быть полезна маленьким детям. Например, чрезмерно длительные и резкие движения или однообразные действия легко могут вызвать утомление. При неправильном руководстве и отрицательных примерах поведения взрослых у детей могут закрепляться отрицательные поступки (например, грубо разговаривать со своей куклой, кричать на детей при общении с ними и т. д.). При неправильной организации жизни детей в коллективе вместо положительных взаимоотношений легко могут образоваться отрицательные — между детьми возникают ссоры, они отнимают игрушки, разрушают сделанное другими и др. Один и тот же характер действий может быть то видом самостоятельной деятельности, то занятием. Например, если ребенок во время прогулки заинтересовался постройкой дома и, внимательно наблюдая за действиями рабочих, задает воспитательнице вопросы — это самостоятельная деятельность. В то же время занятия с детьми надо проводить так, чтобы, требуя пополнения определенных правил и добиваясь осуществления поставленной цели, давать детям возможность проявлять самостоятельность. На протяжении первых 3 лет жизни в поведении детей можно различать следующие виды деятельности: действия с предметами, или предметная деятельность; игра — сюжетная (отобразительная и ролевая), подвижная, дидактическая; начало конструктивной и изобразительной деятельности; наблюдение, рассматривание картинок; общение и речевая деятельность; практическая деятельность (самообслуживание, выполнение посильных поручений). Развитие игры, а также всех видов деятельности детей происходит в результате, во-первых, непосредственных целенаправленных воздействий и прямого обучения со стороны взрослых; во-вторых, самостоятельных упражнений с игрушками, пособиями; в-третьих, впечатлений, получаемых ребенком от окружающей действительности; в-четвертых, общения с детьми и подражания их действиям, особенно более старших детей.

Большое внимание при воспитании детей следует уделять развитию движений. Только научившись брать и удерживать в руке видимые предметы, подползать, а позже подходить к ним, различно действовать, дети познают их свойства, качества. Поэтому своевременное развитие движений имеет большое значение не только для физического развития детей, но и для их познавательной деятельности. Темп развития движений, последовательность их возникновения и координация зависят от условий воспитания, от упражнений. При соответствующих упражнениях дети в 1 год 6 месяцев — 1 год 8 месяцев могут уже ловко нанизывать кольца на пирамидку, не только самостоятельно, но и аккуратно есть и многое другое, в то время как при неправильном воспитании этого не умеют делать даже 3-летние дети. Учитывая большое значение движений для физического и нервно-психического развития детей, своевременное развитие всех доступных этому возрасту движений является существенной задачей воспитания. Очень большое значение в развитии и воспитании ребенка первых 3 лет жизни имеет речь и расширение ориентировки в окружающем. Своевременное и правильное развитие речи является основой умственного развития ребенка. Речь, как известно,— основное средство общения с людьми. Она играет большую роль во всех психических процессах. Понимание названий предметов помогает лучшему восприятию, различению и узнаванию их. С развитием речи изменяется и характер деятельности детей. Без соответствующего уровня ее развития нельзя воспитать и положительные взаимоотношения между детьми и взрослыми. Так, например, вызвать сочувствие можно только у того, кто понимает речь; научить дружно совместно играть, оказывать помощь другому тоже можно только при хорошем развитии понимания и активной речи самого ребенка. При этом увеличивается роль слова как средства воспитания. На 3-м году речь воспитателя является одним из основных средств руководства поведением ребенка. При помощи речи воспитателя происходит усложнение игры, воспитание навыков, повышение положительного эмоционального состояния ребенка. Но развитие речи детей больше, чем все остальное, зависит от условий их воспитания и главным образом от непосредственных воспитательных влияний. Физиологами установлено, что основой для формирования второй сигнальной системы является обогащение чувственного опыта ребенка — его ощущений, восприятий, представлений, развитие движений, действий и всей деятельности ребенка, т. е. накопления в первой сигнальной системе. Поэтому для своевременного развития речи прежде всего необходимо обеспечить достаточное разнообразие внешней среды, предоставить возможность ребенку получать различные впечатления от окружающих предметов, действий взрослых, явлений природы, разнообразно действовать, развивать движения и все это обозначать словом, правильно сочетая с речью. Речь ребенка развивается в процессе общения со взрослыми и детьми. Поэтому при воспитании детей необходимо: обеспечить частое общение воспитателя с каждым ребенком; воспитать у детей потребность в общении со взрослыми и детьми. Но дети в яслях будут часто обращаться к воспитательнице только в том случае, если она сама часто по различным поводам общается с ними и всегда реагирует на каждое их обращение к ней. Очень важным условием развития речи является развитие слуха и слухового сосредоточения, т. е. надо научить ребенка хорошо слышать, тонко различать звуки и уметь прислушиваться. Для этого прежде всего нужно по возможности поддерживать спокойную, тихую обстановку в группе, избегать шума, крика.

Комментарии к статье Развитие речи и мышления у детей :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика