Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Развитие памяти у детей

05.04.14 | Категория: Психология детей

У детей рано развивается память. В процессе деятельности, с установлением все больших связей с окружающим, круг узнаваемых ребенком предметов и явлений расширяется. Он начинает не только узнавать, но и вспоминать о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время, таких, которые в прошлом являлись сильными раздражителями или имели большое значение для ребенка. Сначала воспоминания об отсутствующих предметах, явлениях возникают на основе какой-либо наглядной ситуации, в которой в прошлом опыте ребенка была установлена связь с отсутствующим в настоящее время предметом. Несколько позже воспоминания могут уже возникать по слову. Особенно велики в этом возрасте достижения в развитии речи. К году ребенок начинает произносить первые слова. Развитие речи детей второго года жизни проходит два этапа: первый — от 1 года до 1 года 5—6 месяцев, второй — от 1 года 5—6 месяцев до 2 лет. В первом полугодии происходит быстрое развитие понимания речи, ребенок начинает усваивать все большее количество названий предметов и действий, которые неоднократно ему показывали и называли. Достаточно 2—3 раза показать предмет и назвать его, как ребенок уже запоминает это название и на вопрос взрослого показывает на этот предмет или приносит его. Ребенку говорят: «Скоро придет мама», — он в ответ улыбается и смотрит на дверь, откуда обычно приходит мать. Ребенок подает газету отцу, услыхав, что он спрашивает: «Где газета?», хотя вопрос непосредственно к нему не относился. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие активной речи: при правильном воспитании дети много лепечут и в их лепете появляется все больше разнообразных звуков и их сочетаний. Лепет ребенка эмоционален, выразителен и сопровождает почти все его действия. Развивается и способность подражать слышимым звукам и легким словам. За полгода он накапливает примерно 30—40 слов. Но даже и те слова, которые ребенок уже умеет произносить, он использует еще редко, обычно в момент сильной заинтересованности. Новые слова весьма неустойчивы и поэтому легко затормаживаются в непривычных условиях. Ребенок обычно говорит только с близкими людьми и в хорошо знакомой обстановке. При правильном воспитании во втором полугодии второго года жизни происходит скачок в развитии речи ребенка: после 1 года 5—6 месяцев начинает бурно увеличиваться его словарный запас и к 2 годам малыш употребляет уже около 300 слов. В словаре ребенка к 2 годам имеются названия не только предметов и действий, но также их качеств. Новое в формировании речи ребенка во втором полугодии — это то, что он начинает говорить предложениями, сначала из двух, а затем из 3—4 слов. Возникновение предложений свидетельствует о развитии мышления. Ребенок начинает выражать словами взаимосвязь явлений. В этот период речь для ребенка становится средством общения только с окружающими его взрослыми, но не с детьми, так как дети еще плохо понимают друг друга. Ребенок обращается к взрослому, пользуясь речью как средством выражения своих желаний, делится впечатлениями. Слово взрослого становится средством воспитания, может изменить поведение ребенка, его эмоциональное состояние, направить на то или иное действие. С развитием речи неразрывно связано развитие мышления детей. По мере обогащения восприятия, накопления конкретных представлений об отдельных предметах и развития речи уже в самом конце первого года жизни ребенок делает первые обобщения. Сначала они основаны на внешних признаках предметов и явлений.
(голосов:18)
Похожие статьи:
На втором году жизни большое значение для умственного развития приобретает речь. Необходимо называть детям этого возраста все, что делается, каждое действие и показ должны сопровождаться словесным объяснением. Если, например, молча взять ребенка за руку и повести его умываться, он будет протестовать, а если сказать; «Пойдем мыть руки» — он спокойно пойдет. В данном случае слово предупреждает ребенка, создает у него установку на последующее действие. При воспитании детей второго года нужно одновременно развивать все стороны речи — понимание, активную речь, способность подражать, формирование обобщения, пользование речью и ее выразительность. Перед воспитателями стоят следующие конкретные задачи: дальнейшее развитие понимания названий предметов, действий, качеств, целых предложений и небольших рассказов, иллюстрируемых игрушками, картинками и без иллюстраций; развитие обобщения предметов и действий, развитие конкретно действенного мышления; дальнейшее развитие подражания сначала отдельным словам, а затем и предложениям; обогащение активного словаря и воспитание потребности в речевом общении; развитие грамматического строя речи; обучение ребенка внимательно слушать речь взрослого, отвечать па вопросы, правильно произносить слова. Умственное развитие ребенка происходит в процессе его деятельности и на основе непосредственного восприятия предметов, действий, явлений в сочетании с их словесными обозначениями. Расширяя ориентировку в окружающем, мы тем самым развиваем речь ребенка. Поэтому работа по развитию речи и ориентировке в окружающем должна проводиться одновременно. Для расширения кругозора и развития речи детей должны быть использованы в первую очередь действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета, а также прогулки, игра и специальные организованные игры и занятия. В процессе общения с ребенком нужно называть все то, что его окружает, интересует и доступно его пониманию. Разговаривая с ребенком, нужно сближать слова и обозначаемые ими действия и предметы, т. е. устанавливать непосредственную связь слова с предметами или действием. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды и т. д. На всем протяжении второго года жизни с детьми в основном следует говорить о том, что они непосредственно в данный момент воспринимают. Все, о чем говорят с ребенком, что ему рассказывают, должно подкрепляться непосредственным восприятием ребенка, его действиями. Но после 1 года 6 месяцев можно и нужно говорить с детьми и о том, чего в данный момент перед глазами нет, но обязательно о предметах и явлениях, хорошо знакомых ему по прошлому опыту, например о том, что купила мама или что ребенок видел на прогулке. Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Частое речевое общение взрослого с ребенком по разнообразным поводам формирует у него потребность обращаться ко взрослому по аналогичным поводам. Содержание занятий меняется в зависимости от возраста детей. Можно проследить эти изменения в проведении занятий на таких примерах, как показ, организованное наблюдение и занятие по картинкам. На первых занятиях такого рода воспитательница должна добиваться понимания слова — обозначения предмета. Прежде всего нужно вызвать живой интерес детей к тому, что она показывает (это может быть заводная или обычная игрушка, живая птичка или картинка). Большую роль при этом играет эмоциональная выразительность голоса воспитательницы и поддержание интимного контакта с детьми на протяжении всего занятия. Она общается с детьми взглядом, улыбкой, разделяя их радость, поощряя, часто к ним обращается, называя их по имени.

Воспитание малышаБольшое значение имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок. Уход за ребенком, отношение окружающих его взрослых обеспечивают развитие ответных подражательных эмоций и разнообразных реакций. На втором году жизни ребенок начинает понимать названия предметов, явлений, выполнять несложные поручения, действия, у него увеличивается словарный запас, слова соединяются в предложения. До полутора лет словарь пополняется медленно и составляет около 100 слов, которые ребенок использует в своей речи редко. Учеными доказано, что у ребенка идет внутренняя, качественная обработка материала, поступившего из внешней среды в кору головного мозга.<!--more--> Появляется первая простая фраза: дай моко, ля-ля, ням-ням. После полутора лет развитие и понимание речи происходит более быстрыми темпами. Ребенок все чаще задает вопросы «что это?», «где?» и делает попытки произнести новые слова. Идет быстрое накопление слов, активно используемых в речи, по системе от многократного повторения к самостоятельному использованию. Малыш понимает и произносит свое имя, имена близких людей, названия одежды, некоторых животных, игрушек.
Процесс усвоения грамматического строя очень сложен, поэтому наблюдаются физиологические аграмматизмы. Это объясняется тем, что в коре головного мозга ребенка нет еще прочных условных связей. Ребенок еще не владеет в полной мере своим речевым аппаратом и часто искажает слоговую структуру слова. Слова могут быть фонетически искажены, вместо слов часто можно слышать обрывки, корни слов, ударные или начальные слоги. Разграничение падежных форм и окончаний появляется к концу второго года, словарь к этому времени насчитывает 400—300 слов. В речи используется фраза из 3—4 слов. Речь становится средством общения со взрослыми. Можно услышать от детей слова, выдуманные ими самими. На третьем году жизни ребенка происходит дальнейшее совершенствование детской речи. Начинает формироваться диалог, все больше усложняются предложения. Ребенок овладевает всеми грамматическими формами, употребляя все части речи, кроме причастия и деепричастия. Значительно улучшается понимание речи окружающих. Легко запоминает короткие стихи, песенки. Однако механическое заучивание перегружает мозг ребенка.
Воспитание малыша
Тренировка памяти полезна в том случае, если содержание стихотворения связано с конкретной действительностью и если то, что ребенок старается выучить, ему понятно. Такое запоминание доставляет радость и удовольствие, развивает речь. Ребенок уже может сообщить о событиях настоящих и прошлых, знает названия времени суток, животных, растений, некоторых явлений природы. Он делает примитивные сравнения, умозаключения и обобщения. Появляется словотворчество, словарный запас составляет 1000—1200 слов. На третьем году жизни формируется произношение свистящих звуков (с, з, ц), но многих трудных по произношению звуков в речи нет. Для детей этого возраста вначале важно общее развитие речи, т. е. накопление словаря, уяснение смыслового значения слов и грамматических связей.

В возрасте от 9—10 месяцев до 1 года большое значение приобретает развитие речи ребенка. Происходит дальнейшее развитие понимания речи взрослого. Если ребенок в 9—10 месяцев хорошо понимает слово «дай» и знает название игрушки, он по просьбе взрослого приносит ее, если она находится в поле его зрения. К 11 —12 месяцам некоторые слова в речи взрослого для ребенка приобретают обобщенный характер, т. е. он начинает понимать, что название относится не к одной какой-либо определенной игрушке, а означает ряд игрушек, имеющих одно и то же название, но отличающихся по внешнему виду. Например, ребенок по просьбе взрослого приносит куклу резиновую, пластмассовую, большую, маленькую и т. п. (если они находятся в поле его зрения). Данное слово стало для него обобщением. К концу первого года дети начинают понимать слово «нельзя», если взрослый, приостанавливая нежелательное действие ребенка, произносит его всегда с соответствующей строгой интонацией. Таким образом, к концу первого года жизни становится возможным в некоторых случаях посредством речи взрослого воздействовать на поведение ребенка. Дальнейшее развитие подготовительных стадии активной речи заключается в том, что после 9—10 месяцев дети начинают больше лепетать и подражать различным звукам речи взрослого, в результате чего образуются первые осмысленные слова. Легче всего звукоподражание и образование первых слов возникают тогда, когда дети на что-нибудь заинтересованно смотрят и при этом слышат слова, доступные для подражания. Поэтому при общении с детьми данного возраста следует наряду с правильным названием предмета употреблять условное его обозначение. В этом возрасте следует усложнять действия ребенка с предметами. Ребенка можно научить выполнять по речевой инструкции некоторые действия, чтобы достигнуть определенного результата, например открывать и закрывать игрушки с крышками, снимать и надевать на стержень кольца с большими отверстиями, втыкать грибочки в отверстия скамеечки и т. п. Можно научить также выполнять новые несложные действия, не подсказанные свойствами предметов, например: «покорми петушка», «положи кубик на кубик» (накладывать 2—3 кубика один на другой). Получая различные ощущения при действиях с различными игрушками, ребенок практически знакомится с формой, материалом и другими качествами предметов. Деятельность с предметами становится более длительной, но дети еще часто переключаются с одного действия на другое.

К 8 месяцам, когда укрепляется позвоночник ребенка, чему способствует ползание, он начинает играть сидя. В этом положении ему удобнее манипулировать игрушками и смотреть на все, что его интересует. Несколько позднее ребенок начинает вставать, цепляясь за барьер, и ходить вокруг него. К 9—10 месяцам он может уже переходить от одной опоры к другой. Разнообразные движения делают ребенка более активным и расширяют его возможности знакомства с окружающим. Особое внимание в возрасте от 5—6 до 9—10 месяцев следует уделять развитию подготовительных этапов речи: пониманию речи взрослого и подготовке к овладению активной речью. В 5—6 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги, а к 7 месяцам возникает самоподражание. Произнося звуки, ребенок сам прислушивается к ним и затем начинает их воспроизводить. У ребенка 7—8 месяцев возникает способность подражать взрослому, что имеет большое значение в развитии подготовительных этапов речи (и действий ребенка с предметами). Если воспитательница часто произносит перед ребенком звуки, которые он раньше издавал, то ребенок прислушивается и в 8—9 месяцев начинает повторять их за ней. Так впервые появляется подражание звукам речи взрослого. В 9—10 месяцев ребенок уже может подражать новым сочетаниям, которые он слышит от взрослого и сам ранее не произносил. Таким образом происходит упражнение артикуляционного аппарата ребенка, освоение новых слогов, а в процессе подражания обогащается лепет и развивается новая форма общения с окружающими — так называемая перекличка. В 6—7 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого. «Первичное» понимание речи проявляется в том, что на вопрос, где находится тот или иной предмет, животное или человек, ребенок отыскивает его взглядом. Вначале при таком вопросе ребенок поворачивается в сторону, где он обычно видел названный предмет. Поэтому первое время при развитии понимания названий предметов лучше, если они всегда находятся в определенном месте. Примерно в этом же возрасте дети могут по словесному предложению проделать простые движения — «ладушки», «до свидания», «какой большой» и др., если до того воспитательница неоднократно показывала их и называла. Когда ребенка часто называют по имени и затем играют с ним или берут па руки, то примерно с 9-месячного возраста он на зов поворачивает голову или приближается к взрослому. В 8—9 месяцев ребенок на вопрос «где» уже находит глазами несколько знакомых предметов и лиц, воспроизводит ряд элементарных разученных движений: на слово «дай» протягивает игрушку, находящуюся у него в руках, отвечает па заигрывание «догоню-догоню», играет в прятки и др. Понимание ребенком речи окружающих имеет большое значение для его общего развития. Изменяется характер общения взрослого с детьми. Ребенок уже не только радуется голосу взрослого, но и вслушивается в его слова и начинает понимать некоторые из них. Понимание речи взрослого является одним из необходимых условий появления первых слов ребенка и конце первого года жизни.

Речь является одной из сложных психических функций человека. Ее развитие зависит от многих факторов. Ребенок родился с готовым речевым аппаратом, но он не владеет навыком пользования им. Этот навык ему надо приобрести. Поэтому речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми. Формирование таких психических функций, как мышление, память, восприятие, у ребенка неразрывно связано с развитием речи. Выработка правильной и чистой речи — одна из важных задач в развитии полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со своими сверстниками. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Недостатки речи могут явиться причиной неуспеваемости в школе. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится отвечать на вопросы в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу. Особенно необходимо ребенку правильное произношение звуков и слов. В период овладения грамотой между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Из области физиологии известно, что кора головного мозга ребенка начинает фукционировать сразу после рождения. Взрослые, ухаживающие за ребенком, с самого раннего возраста развивают в нем умение прислушиваться и воспринимать различные звуки (голоса, слова, речевой поток слов, интонацию), понимать обращенную к нему речь, вырабатывают умение самостоятельно говорить. На самом раннем этапе жизни звуки, которые произносит новорожденный (а, э) называют голосовыми реакциями. В возрасте от 1 до 3 месяцев голосовые реакции малыша носят характер «гукания». Крик ребенка становится более выражен, появляется интонация, выражающая недовольство, протест, требование. На фоне положительного эмоционального состояния появляются звуки гуления. К 9 месяцам жизни ребенок от начального лепета переходит к активному, интонационно окрашенному лепету. Развивается реакция подражания, ребенок делает попытки имитировать интонацию взрослого. Ребенок адекватно реагирует на обращенную речь, интонацию. По просьбе взрослого выполняет некоторые задания, при общении активно пользуется мимикой и жестами. Речевая активность расширяется, к концу первого года у ребенка формируется 8—10 подражательных слов, которые обозначают определенные лица, предметы, действия, например: ма-ма ав-ав, топ, дай и т.д. Ребенок лепечет, будучи в хорошем настроении, лепечет эмоционально, выразительно, употребляя много разнообразных звуков и их сочетаний. Наряду с формированием собственной активной речи происходит дальнейшее совершенствование понимания речи окружающих. Он накапливает впечатления, которые помогают усвоить значение слов и связать их с образами предметов, с действиями и различными явлениями. Все психическое и речевое развитие ребенка осуществляется под влиянием окружающих его взрослых.

Комментарии к статье Развитие памяти у детей :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика