Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Первые активные движения ребенка

19.01.14 | Категория: Психология детей

Попытка достать игрушку способствует развитию ползания или поворотов туловища у ребенка, лежащего на животе. Игрушки могут быть использованы для стимуляции активных движений руки и т. д. Первые активные движения ребенка связаны как с внешними раздражителями, так и с реакцией на положение тела в пространстве. На втором месяце жизни появляются движения головы, ребенок в положении на животе может поднимать и некоторое время удерживать голову. Умение удерживать голову от свисания появляется на первом месяце жизни. В возрасте 3 месяцев ребенок уже не только поднимает голову и удерживает ее в положении лежа на животе, но и поднимает плечевой пояс, опираясь на предплечья. Активные движения головы и туловища, связанные с удержанием головы в определенном положении, широко используются в упражнениях для детей раннего возраста, начиная со 2-го месяца жизни. Техника выполнения этих упражнений связана с умением придать ребенку правильную позу, стимулирующую движения в определенных группах мышц.  Упражнение проводится с детьми, активно поднимающими и удерживающими голову в положении лежа на животе. При пассивности ребенка, свешивании головы упражнение не проводится. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы его руки находились перед грудной клеткой. Голова слегка повернута в сторону. В таком положении ребенок поднимает и удерживает в поднятом состоянии голову. При выполнении упражнения работают разгибатели спины. Назначение упражнения возможно начиная со 2-го месяца жизни. Усиление нагрузки может быть достигнуто при выполнении такого же движения на уменьшенной площади опоры.
(голосов:6)
Похожие статьи:
К концу 3-го месяца ребенок уже может лежать на животе несколько минут, причем выгибает спину и опирается на предплечья. В таком положении он видит большее количество окружающих предметов, что доставляет ему удовольствие и способствует его нервно-психическому развитию. Плачущего ребенка можно успокоить, положив на живот. Такое положение очень полезно для детей этого возраста и потому, что оно способствует образованию правильного изгиба позвоночника. Свободные движения головы при этом положительно влияют на процессы кровообращения мозга. Умение лежать на животе в этом возрасте является необходимым условием своевременного развития ползания у детей 6—7 месяцев. Для того чтобы у ребенка развивалось и укреплялось умение удерживать голову в вертикальном положении, следует время от времени брать его на руки, когда он спокоен. Ребенок в возрасте 3 месяцев должен не только хорошо удерживать голову, но и останавливать свой взгляд на лице взрослого, который с ним разговаривает, должен следить за окружающим, свободно поворачивать голову из стороны в сторону. С первых месяцев жизни могут возникнуть вредные привычки, например сосание пальцев, пустышки, крик перед сном, засыпание только при покачивании и т. п. Во избежание возникновения этих привычек нужно в первую очередь соблюдать правильный режим дня — своевременно кормить и укладывать детей спать; важно следить, чтобы они всегда были чистыми, во время бодрствования находились в хорошем и радостном настроении. В возрасте от 2—3 до 5—6 месяцев сенсорное развитие ребенка должно продолжаться. Благодаря своевременному развитию органов чувств все больше усложняются связи ребенка с внешним миром, формируются первичные действия с игрушками. Лежа на спине, на боку и животе, ребенок длительно и сосредоточенно смотрит на игрушки, следит за движениями окружающих взрослых, прислушивается к различным звукам. Если с ребенком часто ласково разговаривают одни и те же лица, то к 4—5 месяцам у него появляется дифференцированное отношение к окружающим. При разговоре знакомого человека ребенок быстро отвечает улыбкой, радостными возгласами, убыстренными движениями, и наоборот, при общении с ним незнакомых лиц присматривается и начинает иногда плакать. Так же различно ребенок реагирует на разный тон обращения. Когда с ним разговаривают строго, он смотрит серьезно, замедляет движения. Но как только меняют тон, начинают говорить ласково, ребенок улыбается, издает радостные звуки и быстро двигается. Примерно к 4 месяцам дети начинают различать цвет и форму предметов. Для развития дифференцировок с первого месяца жизни следует подвешивать над ребенком игрушки разного цвета и различной формы.

Активные повороты туловища со спины на живот и с живота на спину, возникающие у ребенка в возрасте от 3 до 5 месяцев, используются при построении различных вариантов упражнений с поворотами туловища. Поворот со спины на живот при поддержке за руку как активное упражнение назначается детям начиная с четвертого месяца жизни. При отставании в психомоторном развитии, помимо поддержки за руку, помощь осуществляется поворотом таза за ножки. Техника выполнения этого упражнения такова; ребенок лежит на спине, ногами к методисту, руки вдоль туловища. Одной рукой методист охватывает голени ребенка снизу, а другой рукой поддерживает ребенка за руку, противоположную стороне поворота. Слегка, потягивая ребенка за руку, методист одновременно поворачивает таз ребенка в ту же сторону. Поворот может быть осуществлен до положения на боку и полностью до положения лежа на животе. При восстановлении двигательного навыка поворота туловища у больного ребенка упражнение с поворотом проводится только при поддержке за руку, а в дальнейшем при стимуляции игрушкой. По мере овладения ребенком поворотами туловища и движениями головы возникает двигательный навык передвижения в горизонтальном направлении — ползание на животе, а затем и четвереньках. Первые попытки активного ползания на животе у ребенка возникают при стремлении достать игрушку или предмет, лежащий перед ним. При этом ребенок не обязательно проползает вперед по направлению к заинтересовавшему его предмету — он может проползти назад или вбок, так как движения конечностей не координированы. В дальнейшем устанавливается согласованное движение рук и ног при ползании на животе, но живот остается не приподнятым над опорой. В большинстве случаев такой характер ползания на животе устанавливается к 5—6 месяцам жизни. В дальнейшем ребенок приподнимает над опорой сначала грудь, опираясь при ползании на предплечья, становятся согласованными движения рук и ног, наконец, ребенок становится на четвереньки. Ползание на четвереньках, по данным большинства авторов, возникает между 6-м и 8-м месяцами жизни, в среднем — к 7 месяцам. ?

Активные гимнастические упражнения основаны на произвольно выполняемых ребенком движениях. Само движение может быть вызвано речевой инструкцией, игрушкой или определенным исходным положением. Точность гимнастического упражнения, характер и направление мышечного усилия, траектория движения обеспечиваются использованием простейших пособий (палочек, колец), а чаще руками методиста (инструктора) лечебной физкультуры. Каждое активное гимнастическое упражнение возможно только при возникновении у ребенка самостоятельного движения, лежащего в основе упражнения. Так, например, активный поворот со спины на живот, ползание или переход в положение сидя пли положение лежа на спине можно использовать в качестве активного гимнастического упражнения только при наличии у ребенка этих двигательных навыков. В лечебной физической культуре врачу часто приходится иметь дело с ребенком, у которого развитие двигательных навыков задерживается и активные движения, свойственные для ребенка раннего возраста, отсутствуют. В то же время важнейшими терапевтическими и воспитательными задачами являются преодоление этих отставаний, нормализация психомоторного развития ребенка. В таких случаях используются различные приемы стимулирования активных движений. Стимулирование активных движений ребенка раннего возраста проводится включением так называемых упражнений «с помощью», являющихся частным видом активных упражнений. Примером такого упражнения, выполняемого с помощью методиста, является поворот со спины на живот при поддержке за руку и ножки. При этом одной рукой методист осуществляет частичный поворот таза ребенка, а другой — направляет движения плечевого пояса и туловища ребенка; при этом в определенной фазе упражнения ребенок завершает движение самостоятельно. Другим видом стимуляции активного движения в рамках гимнастического упражнения является использование яркой, привлекающей внимание ребенка игрушки.

Активные упражнения, частично проводимые с помощью методиста, связанные с переходом из положения лежа в положение сидя, и подготовка ребенка к этим движениям начинаются после освоения элементов ползания. Сюда относятся упражнения по приподниманию головы и плеч при поддержке за обе или одну отведенную в сторону руки, те же упражнения с фиксацией и без фиксации коленных суставов, активный переход в положение сидя из положения лежа на спине, подготовительные упражнения с поворотами туловища со спины на живот и приподниманием верхней половины туловища из этого положения к переходу в положение стоя на четвереньках и на коленях, различные варианты парения в положении на спине и т. д. Во всех случаях упражнение доводится только до момента перехода в положение сидя, само сидение не стимулируется. Лишь после того, как врач и методист убедятся в достижении ребенком умения активно и в течение некоторого времени удерживать свое тело в положении сидя, можно включать в качестве упражнения некоторые движения из исходного положения сидя. Вслед за этими упражнениями целесообразно сразу же включать упражнения из положения лежа на животе или спине. Приподнимание головы и плеч из положения лежа на спине. Ребенок лежит на спине, ногами по направлению к методисту. При охватывании пальцев рук методиста или колечек руки ребенка отводятся в стороны и слегка приподнимаются над поверхностью стола — при этом ребенок слегка приподнимает голову и плечи. Если ребенок пассивен, упражнение не имеет смысла. Под спину ребенка с боков подводятся ладони методиста; большими пальцами, лежащими вдоль средней подмышечной линии, и ладонями удерживают тело ребенка и приподнимают его над столом. При этом ребенок, лежащий на ладонях, приподнимается и наклоняет вперед голову и плечи. Упражнение осуществляется за счет мышц шеи, груди, брюшного пресса. Присаживание при поддержке. После схватывания больших пальцев методиста руки ребенка отводятся в стороны и продвигаются вперед — вслед за движением рук ребенок приподнимает голову, плечевой пояс, а затем и полностью переходит в положение сидя. При выполнении упражнения методист свободными пальцами своих рук страхует кисти ребенка от разгибания и падения. Возврат в исходное положение проводится при поддержке ладонью головы и спинки ребенка. Это же упражнение при хорошем тонусе мышц и активности ребенка может проводиться с поддержкой за одну руку, затем с использованием колечек или одного кольца, за которые держится ребенок.

Ребенок в возрасте 1 месяца фиксирует глазами яркие предметы; движения глаз становятся координированными, слух его улучшается; ребенок делает попытки улыбаться. Поддерживаемый под мышки он упирается ножками, делает попытку, лежа на животе, поднимать голову и удерживать ее прямо при вертикальном положении. Спит ребенок около 20 часов в сутки. Ребенок в возрасте 2 месяцев хорошо поднимает голову и удерживает ее  минуты из вертикальном положении. Поддерживаемый под мышки хорошо стоит, не подгибая ног. Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения. Начинает удерживать предметы всей рукой. Ребенок в возрасте 3 месяцев произвольно поворачивает голову в сторону звука, следит глазами за предметом, иногда узнает мать, смеется. При положении на животе хорошо поднимает туловище, опираясь на локти и предплечья, сидит с поддержкой, переворачивается со спины на бок, свободно держит голову. Движения рук становятся свободными и целесообразными: ребенок тянется к игрушке, ощупывает пеленку, тянет предметы в рот и т. д. Ребенок в возрасте 4—5 месяцев начинает активно хватать предметы, в сидячем положении (при поддержке) держит голову и свободно двигает ею: позвоночник легко подвижен, при сидении наблюдается резкий кифоз; поддерживаемый под руки, хорошо упирается на ноги. При положении на животе хорошо приподнимается на руки, опираясь только на ладони, поворачивается со спины на живот, делает мост. Ребенок отчетливо знает мать, различно реагирует на разные лица.

Комментарии к статье Первые активные движения ребенка :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика