Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Развитие ребенка четырех лет

06.04.14 | Категория: Психология детей

Ребенку 4 года Если к 4 годам ребенок не произносит многие звуки, если речь его вообще малопонятна или носит лепетный характер, нужно срочно обратиться к специалисту. Недостатки речи, даже такие незначительные, как неправильное произношение одного какого-либо звука, создают дополнительные трудности в жизни ребенка, в общении его с другими детьми. Так, часто ребенок из-за недостатков речи, боясь насмешек, стесняется говорить со сверстниками. Навык правильной речи приобретается в семье. Иногда родители допускают серьезные ошибки в речевом воспитании ребенка. Им кажется, что так ребенок их лучше поймет, а выходит наоборот. Ребенок слышит искаженные слова и значительно хуже понимает взрослых. В таких случаях даже нормально развивающийся ребенок будет искаженно произносить многие звуки и слова, значительно дольше положенных сроков их осваивать. Такие родители помимо своего желания значительно тормозят развитие речи ребенка. Поэтому с самых ранних месяцев жизни с ребенком надо обращаться как с мыслящим, понимающим человеком и строго следить за своей речью в смысле тона, темпа, тематики разговора, выбора слов и выражений. Если ребенок слышит речь правильную, отчетливую, ясную, то и невольно воспринимает ее. Об этом должны помнить родители и все окружающие детей взрослые. Больше всего могут помочь своим детям в дошкольный период сами матери. Воспитание детей — дело трудное, поэтому многому надо научиться, много прочитать, продумать. Если бы матери в должной степени понимали, какое громадное значение дли духовного и всестороннего полноценного развития детей имеет обдуманное словесное общение с ними, они, вероятно, находили бы больше времени для занятий со своими детьми. От простой понятной песенки, сказки, стихотворения или рассказа душа ребенка расцветает и впитывает впечатления добра и красоты. Семья является той средой, которая формирует и развивает ум и воображение ребенка. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи родителей. В семье, где разговаривают литературным языком, речь ребенка развивается правильно и всесторонне. Помните, что ребенок таит в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от нас — родителей и взрослых.
(голосов:78)
Похожие статьи:
Ребенок коверкает словаВаш ребенок продолжает коверкать слова, хотя может правильно произнести все буквы? Когда косноязычие является нормой? Стоит ли ждать, что все само встанет на свои места или попытаться помочь ребенку? Какие методы могут использовать родители, чтобы улучшить речь своего малыша? Чем грозит невнимание родителей к этому вопросу? Речь играет важную роль в развитии ребенка. Она помогает малышу входить в жизнь окружающих людей. Хорошее владение языком необходимо ребенку для полноценного общения, выражения мыслей, овладения программой детского сада, а после - школы. Чем внятнее и выразительнее речь малыша, тем легче ему высказывать свои мысли и познавать окружающий мир. Главным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение ее недочетов. В раннем детстве недостатки в произношении физиологически оправданы и вполне нормальны. Малыш еще не в состоянии в достаточной степени контролировать свои движения (общую и мелкую моторику). Мы это замечаем по неуверенной походке, сложностям в освоении навыка пользоваться столовыми приборами, трудностям при одевании. Как же сложно маленькой ручке совладать с пуговками, застежками, молниями. Также и язычку сложно произнести все эти шипящие, рычащие и стучащие звуки. Если же недостатки в речи сохраняются к четырем-пяти годам, ребенок уже начинает замечать их и переживать по поводу своей неполноценности. Малыш может стать стеснительным, замкнутым, бояться насмешек. Нужно ли родители вмешиваться в процесс развития речи своего малыша, чтобы избежать этих неблагоприятных последствий? В свое время некоторые ученые пропагандировали мнение, что язык должен развиваться сам и ребенок врожденно обладает навыком его освоения. Но как же тогда объяснить феномен детей-маугли? В безречевой среде, без помощи окружающих в овладении родным языком, ребенок окажется лишенным дара общения. Так как же взрослые могут помочь малышу научиться умело пользоваться речью? И когда стоит браться за дело? Научить правильной речи и преодолеть ее недостатки лучше всего в дошкольном возрасте, тому есть несколько причин: 1. Это обусловлено пластичностью детского мозга - малышам проще усваивать и закреплять новую информацию. 2. Ошибочные речевые навыки еще непрочно закреплены. 3. Устранить недостатки у дошкольников можно в игровой-бытовой форме, что доставит радость детям и облегчит труд родителям. Малыши с удовольствием играют в звуки, успешно усвоив правильное произношение готовы радоваться и повторять звук многократно. Они гордятся своими успехами, что делает их более раскрепощенными в общении с окружающими. Помогаем деткам развивать речь Еще в младенчестве родители должны всячески поощрять гуление и лепет малыша. Ласково отвечать ему, совместно проговаривать звуки, слоги. К году, когда в речи малыша появляются первые слова, нужно разговаривать с ним медленно, с выражением. Стараться подкреплять слова указанием на предметы, которые они обозначают. Хвалить и радоваться даже маленькому успеху ребенка. Неправильно произнесенное слово надо несколько раз произнести верно. Но ни в коем случае не предъявляйте к ребенку в этом возрасте излишних требований, не настаивайте на правильном произношении - ему это может быть еще недоступно. Главное не выработать отторжение к речи, а лишь закреплять верное произношение на слух. В возрасте от двух до трех лет старайтесь избегать лепетных вариантов слов в общении с ребенком - не "мяу", а "кошка", не "ням-ням", а "кушать". Вызывайте у ребенка желание говорить, не реагируйте на его жесты. Чего может быть проще - указал пальчиком и все сразу поняли - чаду необходимо выдать сушку. Проговаривайте просьбу сами. Надо сказать: "Мама, дай сушку". Если ребенок пытается повторить, радостно поощряйте его. К трем-четырем годам развитие уже вполне позволяет деткам овладеть правильным произношением - именно в этот период и стоит начинать следить за речью ребенка и помогать успешно освоить родной язык. Решающую роль в развитии правильной речи ребенка играет речь окружающих его людей. В этом возрасте особенно важно говорить с малышом медленно, выразительно, четко произнося все звуки. Детей очень привлекает мелодика речи, порой, даже больше ее содержания. Старайтесь говорить приятным, нежным голосом, выражая в речи свои чувства. Очень пагубно влияет на развитие речи позиция родителей: "дети должны вести себя так, чтобы их было видно, но не слышно". Позволяйте ребенку говорить - ведь развивая речь, он развивает свое мышление. Если у малыша не получается произнести какой-то звук, то поиграйте с ним. Например, если ребенок не произносит звук "ж", можно поиграть в маленьких жучков. Если не произносит "з" в мишку, который полез к пчелам за медом, а потом пчелы напали на него зудя - "зззз". Также очень полезно развивать направленную воздушную струю, которая необходима для четкого произнесения многих звуков. Для этого можно предложить ребенку подуть на ватные шарики, поиграть "кто быстрее" или "забить шарик в ворота". Если изолированно по подражанию ребенок в состоянии произнести звук верно, а в речи не всегда употребляет его правильно: например, на предложение пошипеть, как змейка, выдает замечательный звук "шшш", но сразу же после этого говорит: "Мам, одень мне сапку". Надо обратить внимание ребенка на то, что он произнес звук неправильно, несколько раз совместно проговорить слово так, как надо. Это позволит ребенку задействовать слух (различение звуков речи называется фонематическим слухом и от степени его сформированности во многом зависит то, насколько хорошо малыш говорит). Ребенок начнет внимательнее относиться к своей речи, самостоятельно исправлять ошибки. Если малыш не может произнести звук правильно, попытайтесь показать ему, где находится язычок, как выглядят губки, когда мы говорим этот звук - пусть ребенок попробует произнести его по подражанию. Если же и после этого у малыша ничего не выходит, не требуйте многократного повторения неверного звука - этим вы ничего не добьетесь, а только закрепите неправильную речевую установку. Отвлекитесь и предложите ему повторить попытку через какое-то время. После того, как у ребенка получится произнести звук правильно, он может так обрадоваться, что вставлять его, где надо и где не надо. Не пугайтесь - это пройдет. Ласково поправляйте его. Совместно проговаривайте сходные по звучанию звуки и делайте акцент на их разнице. Например, "сссс" - так дует ветерок, струйка воздуха из ротика при этом холодная (ребенок может удостовериться в этом, поднеся ко рту ладошку); "шшш" - так шипит змейка, струйка воздуха из ротика теплая. Когда мы произносим "с" - кончик язычка упирается в нижние зубки, когда произносим "ш" - кончик язычка за верхними зубами. Для того чтобы ребенок научился не путать звонкие и глухие согласные, можно предложить ему класть ручку на горлышко, при произнесении звуков. Когда мы произносим звонкие звуки "з", "ж" и другие, пальчиками можно ощутить, как горлышко (гортань) вибрирует, при произнесении их глухих вариантов "с", "ш" такого эффекта не возникает. Чем чаще вы будете уделять внимание тому, как различаются звуки в артикуляции и на слух, тем скорее ребенок начнет правильно употреблять их в речи. Родители часто не замечают у своих детей неверное произношение, так как привыкают к их речи. Послушайте внимательно, как говорит ваш ребенок? Все ли звуки произносит верно? Не пропускает-переставляет ли слоги? Ведь только после того, как нарушение будет выявлено можно приступать к его коррекции. Не ждите, что речь вашего ребенка улучшится сама - помогите ему. Это только наладит контакт между вами, даст дополнительный повод для совместных игр и позволит малышу более качественно пользоваться родным языком. Невнимание родителей к речевому развитию детей может привести к закреплению неверного произношения, и чем дольше малыш произносит звуки неверно, тем потом сложнее переучить его. Неумение правильно поизносить и различать звуки на слух приведут к проблемам в освоении школьной программы, насмешкам окружающих и, как следствие - ослаблению мотивации посещения школы, замкнутости. Если несмотря на ваши усилия к четырем-пяти годам у ребенка не получается произносить звуки правильно, речь продолжает быть непонятной - обратитесь к специалисту. Итак, к каким выводам мы пришли: - Родители должны следить за развитием речи детей и стараться способствовать этому процессу. - Если ребенок изолированно может произнести звук правильно - следите за тем, чтобы и в обиходной речи он использовал верный вариант (иначе неправильное произношение может закрепиться и стойко войти в обиходную речь). - Если ребенок не в состоянии произнести звук правильно, помогите ему, продемонстрировав верное произношение. Предложите повторить звук правильно по подражанию. Не настаивайте и не ругайте ребенка за неудачи. Во всем проявляйте ласку и внимание, что бы не вызвать у малыша негативную реакцию на речевое общение. - Если к 4-5 годам у ребенка не получается правильно произносить звуки по подражанию, обратитесь к специалисту. Успехов вам и вашим деткам в освоении речи и помните - все трудности в этом возрасте можно преодолеть играючи. Статья опубликована в журнале "Мой кроха и я"

Воспитание малышаБольшое значение имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок. Уход за ребенком, отношение окружающих его взрослых обеспечивают развитие ответных подражательных эмоций и разнообразных реакций. На втором году жизни ребенок начинает понимать названия предметов, явлений, выполнять несложные поручения, действия, у него увеличивается словарный запас, слова соединяются в предложения. До полутора лет словарь пополняется медленно и составляет около 100 слов, которые ребенок использует в своей речи редко. Учеными доказано, что у ребенка идет внутренняя, качественная обработка материала, поступившего из внешней среды в кору головного мозга.<!--more--> Появляется первая простая фраза: дай моко, ля-ля, ням-ням. После полутора лет развитие и понимание речи происходит более быстрыми темпами. Ребенок все чаще задает вопросы «что это?», «где?» и делает попытки произнести новые слова. Идет быстрое накопление слов, активно используемых в речи, по системе от многократного повторения к самостоятельному использованию. Малыш понимает и произносит свое имя, имена близких людей, названия одежды, некоторых животных, игрушек.
Процесс усвоения грамматического строя очень сложен, поэтому наблюдаются физиологические аграмматизмы. Это объясняется тем, что в коре головного мозга ребенка нет еще прочных условных связей. Ребенок еще не владеет в полной мере своим речевым аппаратом и часто искажает слоговую структуру слова. Слова могут быть фонетически искажены, вместо слов часто можно слышать обрывки, корни слов, ударные или начальные слоги. Разграничение падежных форм и окончаний появляется к концу второго года, словарь к этому времени насчитывает 400—300 слов. В речи используется фраза из 3—4 слов. Речь становится средством общения со взрослыми. Можно услышать от детей слова, выдуманные ими самими. На третьем году жизни ребенка происходит дальнейшее совершенствование детской речи. Начинает формироваться диалог, все больше усложняются предложения. Ребенок овладевает всеми грамматическими формами, употребляя все части речи, кроме причастия и деепричастия. Значительно улучшается понимание речи окружающих. Легко запоминает короткие стихи, песенки. Однако механическое заучивание перегружает мозг ребенка.
Воспитание малыша
Тренировка памяти полезна в том случае, если содержание стихотворения связано с конкретной действительностью и если то, что ребенок старается выучить, ему понятно. Такое запоминание доставляет радость и удовольствие, развивает речь. Ребенок уже может сообщить о событиях настоящих и прошлых, знает названия времени суток, животных, растений, некоторых явлений природы. Он делает примитивные сравнения, умозаключения и обобщения. Появляется словотворчество, словарный запас составляет 1000—1200 слов. На третьем году жизни формируется произношение свистящих звуков (с, з, ц), но многих трудных по произношению звуков в речи нет. Для детей этого возраста вначале важно общее развитие речи, т. е. накопление словаря, уяснение смыслового значения слов и грамматических связей.

Большое внимание при воспитании детей следует уделять развитию движений. Только научившись брать и удерживать в руке видимые предметы, подползать, а позже подходить к ним, различно действовать, дети познают их свойства, качества. Поэтому своевременное развитие движений имеет большое значение не только для физического развития детей, но и для их познавательной деятельности. Темп развития движений, последовательность их возникновения и координация зависят от условий воспитания, от упражнений. При соответствующих упражнениях дети в 1 год 6 месяцев — 1 год 8 месяцев могут уже ловко нанизывать кольца на пирамидку, не только самостоятельно, но и аккуратно есть и многое другое, в то время как при неправильном воспитании этого не умеют делать даже 3-летние дети. Учитывая большое значение движений для физического и нервно-психического развития детей, своевременное развитие всех доступных этому возрасту движений является существенной задачей воспитания. Очень большое значение в развитии и воспитании ребенка первых 3 лет жизни имеет речь и расширение ориентировки в окружающем. Своевременное и правильное развитие речи является основой умственного развития ребенка. Речь, как известно,— основное средство общения с людьми. Она играет большую роль во всех психических процессах. Понимание названий предметов помогает лучшему восприятию, различению и узнаванию их. С развитием речи изменяется и характер деятельности детей. Без соответствующего уровня ее развития нельзя воспитать и положительные взаимоотношения между детьми и взрослыми. Так, например, вызвать сочувствие можно только у того, кто понимает речь; научить дружно совместно играть, оказывать помощь другому тоже можно только при хорошем развитии понимания и активной речи самого ребенка. При этом увеличивается роль слова как средства воспитания. На 3-м году речь воспитателя является одним из основных средств руководства поведением ребенка. При помощи речи воспитателя происходит усложнение игры, воспитание навыков, повышение положительного эмоционального состояния ребенка. Но развитие речи детей больше, чем все остальное, зависит от условий их воспитания и главным образом от непосредственных воспитательных влияний. Физиологами установлено, что основой для формирования второй сигнальной системы является обогащение чувственного опыта ребенка — его ощущений, восприятий, представлений, развитие движений, действий и всей деятельности ребенка, т. е. накопления в первой сигнальной системе. Поэтому для своевременного развития речи прежде всего необходимо обеспечить достаточное разнообразие внешней среды, предоставить возможность ребенку получать различные впечатления от окружающих предметов, действий взрослых, явлений природы, разнообразно действовать, развивать движения и все это обозначать словом, правильно сочетая с речью. Речь ребенка развивается в процессе общения со взрослыми и детьми. Поэтому при воспитании детей необходимо: обеспечить частое общение воспитателя с каждым ребенком; воспитать у детей потребность в общении со взрослыми и детьми. Но дети в яслях будут часто обращаться к воспитательнице только в том случае, если она сама часто по различным поводам общается с ними и всегда реагирует на каждое их обращение к ней. Очень важным условием развития речи является развитие слуха и слухового сосредоточения, т. е. надо научить ребенка хорошо слышать, тонко различать звуки и уметь прислушиваться. Для этого прежде всего нужно по возможности поддерживать спокойную, тихую обстановку в группе, избегать шума, крика.

Развитие речи у детей Развитие речи у детей дошкольного возраста  формируется и продолжает свое развитие. В этом возрасте происходит накапливание слов, изучение ихнего смысла, а также осознание произносимого. Дети чаще начинают пользоваться словами, которыми нужно описать, то или иное событие и которыми раньше просто не пользовались. В это время развивается звуковая область речи. Малыш правильно произносит слова, регулирует темп и отчетливость фраз и слов. Правильное развитие речи у детей: Развитие речи у детей: Главной задачей родителей, или воспитателей в этом возрасте является развитие фонематического слуха, правильного произношения звуков и отчетливость их произношения. Развитие речи у детей: Но не забывайте и о задачах второго плана – учить ребенка регулировать громкость речи, зависимо от ситуации; темпа произношения слов, уделять внимание ударениям. Развитие речи у детейРазвитие речи у детей Развитие речи у детей: Звуковая культура речи развивается в то же время, что и фонетический слух, и она должна быть полностью развита до начала учебы малыша, в начальных учебных заведениях. Этот процесс сочетается с развитием речевого дыхания и слуха, интонации и дикции, а также артикуляционного аппарата. Развитие речи у детей: У ребенка младшего дошкольного возраста не стоит развивать воспроизведение звуков, которые он плохо произносит, так как можно их неправильно закрепить, и в дальнейшем могут возникнуть проблемы. Даже, если Вы сейчас полностью погружены в свои личные проблемы, у Вас в голове, например, только вакансии Харьков, про развитие ребенка никогда не стоит забывать.

Речь является одной из сложных психических функций человека. Ее развитие зависит от многих факторов. Ребенок родился с готовым речевым аппаратом, но он не владеет навыком пользования им. Этот навык ему надо приобрести. Поэтому речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми. Формирование таких психических функций, как мышление, память, восприятие, у ребенка неразрывно связано с развитием речи. Выработка правильной и чистой речи — одна из важных задач в развитии полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со своими сверстниками. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Недостатки речи могут явиться причиной неуспеваемости в школе. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится отвечать на вопросы в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу. Особенно необходимо ребенку правильное произношение звуков и слов. В период овладения грамотой между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Из области физиологии известно, что кора головного мозга ребенка начинает фукционировать сразу после рождения. Взрослые, ухаживающие за ребенком, с самого раннего возраста развивают в нем умение прислушиваться и воспринимать различные звуки (голоса, слова, речевой поток слов, интонацию), понимать обращенную к нему речь, вырабатывают умение самостоятельно говорить. На самом раннем этапе жизни звуки, которые произносит новорожденный (а, э) называют голосовыми реакциями. В возрасте от 1 до 3 месяцев голосовые реакции малыша носят характер «гукания». Крик ребенка становится более выражен, появляется интонация, выражающая недовольство, протест, требование. На фоне положительного эмоционального состояния появляются звуки гуления. К 9 месяцам жизни ребенок от начального лепета переходит к активному, интонационно окрашенному лепету. Развивается реакция подражания, ребенок делает попытки имитировать интонацию взрослого. Ребенок адекватно реагирует на обращенную речь, интонацию. По просьбе взрослого выполняет некоторые задания, при общении активно пользуется мимикой и жестами. Речевая активность расширяется, к концу первого года у ребенка формируется 8—10 подражательных слов, которые обозначают определенные лица, предметы, действия, например: ма-ма ав-ав, топ, дай и т.д. Ребенок лепечет, будучи в хорошем настроении, лепечет эмоционально, выразительно, употребляя много разнообразных звуков и их сочетаний. Наряду с формированием собственной активной речи происходит дальнейшее совершенствование понимания речи окружающих. Он накапливает впечатления, которые помогают усвоить значение слов и связать их с образами предметов, с действиями и различными явлениями. Все психическое и речевое развитие ребенка осуществляется под влиянием окружающих его взрослых.

Комментарии к статье Развитие ребенка четырех лет :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика