Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Индивидуальные особенности детей и в игре

29.03.14 | Категория: Психология детей

Различен темп развития детей, быстрота формирования умений, навыков. Один ребенок, утром сделав первые неловкие самостоятельные шаги, к вечеру того же дня начинает ходить, в то время как у другого от первых шагов до окончательного оформления ходьбы проходит 7—10 дней. Различна также пищевая и тактильная возбудимость. Дети с повышенной пищевой возбудимостью не могут спокойно ждать при наступлении чувства голода, их нужно кормить первыми, не ожидая отрицательной реакции и в то же время постепенно приучая сдерживать свое желание. Если же у детей повышена тактильная чувствительность, они с трудом переносят боль и резко реагируют на изменение температуры воды, воздуха. Надо учитывать эти особенности во время медицинских процедур и лишь осторожно воспитывать большую выносливость, закалять ребенка. Быстрота и характер засыпания у детей также различны. Одни дети засыпают быстро, спокойно, что характеризует способность их нервной системы легко переходить из деятельного состояния в состояние торможения. Другие дети засыпают хотя и спокойно, по медленно. Переход от бодрого, деятельного состояния ко сну у них происходит лишь постепенно. Так же различны быстрота пробуждения и последующее состояние. Одни дети, проснувшись, сразу открывают глаза, бодры, готовы к деятельности. У других процесс пробуждения замедлен: перед тем как окончательно проснуться, они сначала ворочаются в кровати, то открывая, то снова закрывая глаза; даже проснувшись, дети сначала несколько вялы и только спустя некоторое время становятся активными. Такое различие в процессах засыпания и пробуждения говорит о различной подвижности нервных процессов. В зависимости от этих особенностей нужно применять различные воспитательные приемы. Так, детей, которые засыпают спокойно, но медленно, надо уложить первыми, чтобы они успели выспаться. Детей, которые просыпаются бодрыми, нельзя задерживать в кровати, надо создать им условия для активного поведения: маленького ребенка, ласково поговорив с ним, следует положить в манеж, старшему — предложить одеваться, а затем помогать при одевании других детей. Совсем иной подход нужен к ребенку, который после пробуждения бывает вялым. Заметив первые признаки пробуждения, надо, подойдя к ребенку, чем-то заинтересовать его, чтобы помочь быстрее прийти в хорошее, бодрое состояние, но не торопить его одеваться. Ярко проявляются индивидуальные особенности детей и в игре, в занятиях. Один ребенок, получив задание воспитательницы, сразу оставляет свое занятие и, не отвлекаясь по пути ничем другим, хорошо выполняет поручение, а затем снова возвращается к прежнему занятию, что говорит о хорошей подвижности нервных процессов и устойчивом внимании. Другой не может быстро переключиться с одной деятельности на другую и нуждается в дополнительном побуждении. От ребенка с замедленным темпом реакций нельзя требовать непосильной для него быстроты выполнения указаний, надо терпеливо, спокойно подождать. По-разному проявляется у детей начало болезни, по-разному приспособляются они к перемене условий жизни, различна устойчивость эмоционального состояния (один, расстроившись, долго не может успокоиться, у другого еще не высохли слезы, а он уже улыбается).
(голосов:19)
Похожие статьи:
Ребенку раннего возраста трудно задерживать свои действия или длительно находиться в бездеятельном состоянии. Это тем труднее, чем меньше ребенок. Объясняется это тем, что способность к торможению у ребенка развивается на протяжении первых 3 лет лишь постепенно. Ребенка этого возраста значительно легче научить что-то делать, чем сдержаться и не делать чего-то. Однако уже в период раннего детства ребенка надо приучать сдерживать свои желания, считаться с интересами других детей. Например, хочется взять автоматическую ручку, которой пишет воспитательница, но нельзя; хочется смотреть книжку, но нельзя, так как ее смотрит другой ребенок; хочется скорее побарабанить во время музыкального занятия, но надо подождать, пока дойдет очередь, и т. п. Такие приемы способствуют воспитанию волевых качеств и правильных взаимоотношений с окружающими. Ребенок должен знать, что есть вещи, которыми играть нельзя. Он должен спокойно относиться к наличию в детской комнате и некоторых недозволенных для его игры предметов, с которыми ему следует аккуратно обращаться. Убирать из поля зрения ребенка все, что ему нельзя брать, вредно. Такой прием не способствует воспитанию положительных качеств. Надо так организовать жизнь ребенка и обстановку игровой комнаты, чтобы запрещаемого было значительно меньше, чем дозволенного. А самое главное — надо удовлетворять в доступной для ребенка форме все его возрастные и индивидуальные потребности: в движении, в разнообразной деятельности, в частом общении со взрослыми. Например, стулья катать нельзя, но вместо стула ребенку надо дать каталку или тележку, так как движения являются потребностью всех здоровых детей данного возраста, и лишать их этого нельзя. Запрещая одно, надо направлять деятельность ребенка на другое. Потребность детей в разнообразной деятельности должна быть удовлетворена путем как предоставления в их самостоятельное пользование достаточного количества различных воспитательных пособий, так и активного участия взрослых в их игре. Ввиду того, что дети раннего возраста не могут длительно тормозить свои реакции, сидеть спокойно в ожидании, нельзя проводить с большой группой детей такие занятия, во время которых они вынуждены ждать в бездействии, например игру в лото, гимнастику и др. Эти занятия и все другие, которые требуют индивидуальных объяснений, показа, должны проводиться в больших группах. Особенно вредно тормозить движения детей. Ребенку раннего возраста свойственна большая подвижность, поэтому ограничивать движения детей недопустимо. Однако в некоторых учреждениях еще до сих пор можно видеть, как дети 1 года — 1 года 6 месяцев сидят подолгу на ковре, а дети второго и третьего года жизни обычно играют, сидя за столом. Неправы те воспитательницы, которые уверяют, что дети сами хотят сидеть. Дети сидят потому, что игрушки, которые им дали, в основном стимулируют сидячие игры, а кроме того, сами воспитательницы ограничивают подвижность детей.

Одной из частых причин неуравновешенного поведения ребенка является нарушение его сосредоточенной деятельности. Если ребенок чем-либо занят (например, внимательно рассматривает картинки), то нельзя резким приказанием, а тем более молча прекращать его замятия, отобрав картинки и требуя немедленного перехода к другому действию . Как следствие невозможности быстро затормозить одно действие и переключаться на другое неизбежен резкий протест ребенка, нередко в виде плача. Если такие приемы применяются по отношению к ребенку часто, то в дальнейшем у него закрепляется отрицательное отношение ко всем предложениям сестры-воспитательницы. Прекращать действия ребенка надо осторожно, отвлекая его внимание либо словом, либо внешним раздражением, например показать на стол, где стоит пища, и сказать: «Надо есть». Ребенок не может ни быстро ответить, ни тем более быстро затормозить свою реакцию. Однако воспитатели часто предлагают детям прекратить начатое ими действие или быстро выполнить какое-то движение, быстро переключиться с одного действия на другое. Например, воспитатели требуют: «Сейчас же перестань играть, иди одеваться», чем допускают серьезную ошибку. Если такого рода требования предъявляются часто и воспитательница, не дождавшись быстрого выполнения, сама резко прекращает действия детей, это вызывает у них резкую вспышку возбуждения, ведет к повышенной раздражительности и отказу выполнить требования воспитательницы. Для того чтобы тот пли иной подход к детям оказал положительное влияние, надо, помимо соблюдения общих возрастных педагогических правил, хорошо знать и учитывать индивидуальные особенности ребенка. Наблюдение за детьми показывает, что их поведение при одних и тех же условиях воспитания очень различно. Это в большой степени зависит от особенностей высшей нервной деятельности детей — силы нервных процессов, их подвижности, уравновешивания процессов возбуждения и торможения, степени возбудимости нервной системы. У разных детей различен предел работоспособности. Одни хорошо выдерживают установленную для их возраста длительность бодрствования, в то время как другие в том же возрасте утомляются скорее и нуждаются в укорочении бодрствования, в более частом отдыхе. Эти особенности детей необходимо учитывать при разработке режима группы. При повышенной утомляемости детей следует дольше оставлять на режиме, соответствующем более младшему возрасту, например ребенка 1 года 7—8 месяцев нужно временно перевести с одноразового сна па двухразовый или, сохраняя общий режим, укладывать его раньше остальных и тем самым укоротить его бодрствование на 20—30 минут.

Купать детей, спящих днем 4 раза, лучше перед кормлением в 19 часов 30 минут; детей, спящих только 3 раза, следует купать в 18 часов, а затем укладывать на ночной сон. Детей в возрасте от 2—3 до 5—6 месяцев необходимо кормить первый раз после ночного сна дома. В режиме дня должно быть установлено время для массажа, гимнастики и специальных игр-занятий. Массаж и гимнастику проводит специально подготовленная массажистка до кормления по мере пробуждения детей или через 30—40 минут после еды. Если гимнастику проводят по мере пробуждения, то каждого ребенка кормят сразу по окончании занятий с ним. Если же для гимнастики используется период бодрствования, воспитательница в это время проводит с остальными детьми индивидуальные игры-занятия. После занятий гимнастикой ребенка выкладывают в манеж и воспитательница должна провести с ним индивидуальные игры-занятия. С первых месяцев жизни у детей может выработаться как положительное, так и отрицательное отношение к кормлению, укладыванию спать и гигиеническому уходу. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение ко всем этим процессам, необходимы правильная их организация, а также соответствующие методические приемы. Во время кормления, туалета, укладывания спать воспитательница должна ласково, нежно обращаться с ребенком, движения ее должны быть плавными и мягкими. Уход за ребенком нужно сопровождать ласковым разговором, который успокаивает его и отвлекает от неприятных ощущений. Обычно при правильной организации ухода и кормления дети очень рано начинают спокойно относиться к укладыванию спать и туалету, с аппетитом едят и проявляют удовольствие во время купания. Туалет, перепеленывание и подъем после сна многократно повторяются в течение дня. Тем самым создаются условия для частого общения взрослого с каждым ребенком в отдельности. Поэтому наряду с основной задачей удовлетворения органических потребностей следует использовать эти процессы для развития детей — вызывать у них улыбку и комплекс оживления, развивать движения и лепет. В детском учреждении на первом году жизни ребенка, когда он полностью обслуживается взрослым, осуществляется так называемое постепенное проведение процессов: тот или иной процесс проводится не одновременно со всеми детьми группы, а постепенно. В установленное по режиму время детей не спеша укладывают спать, начиная с более младших и тех, кто проявляет признаки засыпания. Дети, уложенные спать в разное время, и просыпаются не все сразу, а один за другим. По мере пробуждения их поднимают и начинают кормить, не дожидаясь, пока проснутся все дети. После кормления каждого ребенка выкладывают в манеж. Такая организация кормления, укладывания спать, подъема после сна и других моментов ухода за детьми в детских учреждениях позволяет воспитательнице кормить, укладывать их и поднимать после сна в соответствии с их индивидуальными особенностями и состоянием в данный момент. Важно следить, чтобы ребенок ел в спокойном состоянии. Для этого нужно кормить его после пробуждения, после того как сделан туалет. Исключение составляют дети, которые вяло сосут. Для повышения аппетита лучше оставлять их бодрствовать до кормления на 10— 15 минут.

Правильно проводимое занятие, являясь эффективным средством обучения, требует от ребенка значительного умственного напряжения. Поэтому очень важно не допустить утомления детей, которое может возникнуть в результате либо трудного, не соответствующего уровня их развития задания, либо чрезмерной длительности занятия, превышающей выносливость нервной системы, либо неправильной организации занятия. При правильном проведении занятия длительность непрерывной и продуктивной деятельности детей зависит от их возраста, характера занятия и эмоционального отношения к нему ребенка. С возрастом занятия становятся более длительными. Занятия, во время которых ребенок не только смотрит и слушает, по и сам, производит разнообразные действия, продолжаются дольше. Первые занятия с новым материалом при отсутствии у детей умения его использовать должны быть кратковременными. По мере того как дети приобретают соответствующие умения, занятия с тем же материалом становятся более длительными и на третьем году доходят иногда до 20—25 минут. Длительность занятия зависит также от предшествующего опыта детей, в частности от их умения слушать, рассматривать, действовать по указанию, понимать задание и подражать. Надо следить за поведением детей и прекращать занятие раньше намеченного срока, если появились первые признаки утомления. Так, ребенок часто и надолго отвлекается (вертится, смотрит по сторонам, перестает слушать и т. д.), начинает более примитивно использовать данный ему материал (например, умея рисовать, беспорядочно водит по бумаге карандашом), отказывается от занятия, позевывает и др. Ввиду сравнительно малой подвижности нервных процессов дети не могут сразу включиться в занятие. Требуется какое-то время для того, чтобы сосредоточить внимание детей, поэтому нужно спокойно подождать, пока тот или иной ребенок сможет выполнить то, что ему предлагает воспитатель, хотя это и несколько удлиняет занятие. Новые действия, различные умения, знания, приобретенные детьми на занятиях, становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Поэтому новые занятия или игры с новым дидактическим материалом нужно повторять несколько раз через небольшие интервалы (на первом году — даже несколько раз в день). Для лучшего закрепления полученных на занятиях знаний и умений воспитательница должна поощрять соответствующие действия детей и во время их самостоятельной игры. Например, та или иная песенка поется детям не только на занятии, но и во время их самостоятельной деятельности, карандаш, бумагу, мел дают детям третьего года по их просьбе и вне занятий, если они уже приобрели правильные навыки пользования ими.

Для правильного планирования работы необходимо, помимо контроля за ходом психического развития, знать индивидуальные особенности каждого ребенка. Очень важно следить за характером и содержанием деятельности детей, за их эмоциональным состоянием, поведением во время еды, одевания, за взаимоотношениями детей со взрослыми и между собой. Для правильной организации жизни и воспитания детей весьма важное значение имеют и такие показатели, как состояние возбудимости и типологические особенности высшей нервной деятельности — прежде всего работоспособность, выносливость, подвижность нервных процессов, а также темп развития, способность к обучению. О состоянии возбудимости нервной системы до некоторой степени можно судить по тому, какое настроение преобладает у ребенка, насколько оно устойчиво, каковы причины его изменения и как быстро ребенок выходит из отрицательного состояния. Одним из основных показателей работоспособности нервной системы ребенка является возможная, без признаков переутомления, длительность его активного бодрствования. Показателями, отражающими некоторые индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, могут служить характер и быстрота реакций на окружающее, длительность и глубина сна, продолжительность и характер засыпания, состояние ребенка после пробуждения, быстрота перехода от сна к бодрствованию и, наоборот, от бодрствования ко сну, аппетит, его нарушения и др. В зависимости от этих особенностей различны и приемы воспитания. Например, в случае повышенной утомляемости ребенка его следует временно перевести с однократного сна на двукратный. Легковозбудимого ребенка целесообразно несколько раз в течение дни выделять из коллектива, создавая ему более спокойные условия для индивидуальной игры, заменить ему обливание более мягкой, водной процедурой, укладывать его спать первым или последним и т. д. Например, заметив появившееся в последнее время у детей возбуждение и убедившись, что причиной этого является неправильный режим, она ставит перед врачом и педагогом вопрос об изменении режима дня группы. Или заметив, что тот или иной ребенок не может длительно сосредоточиться на какой-либо игре и часто отвлекается во время занятий, воспитательница, получив совет от педагога, принимает ряд мер для повышения сосредоточенности этого ребенка: индивидуально занимается с ним, подбирает пособия, способствующие сосредоточению деятельности и др. Данные своих наблюдений воспитательница фиксирует в индивидуальном дневнике ребенка. На основании этих записей она составляет краткую характеристику ребенка (один раз в месяц для детей первого года жизни и один раз в 3 месяца для детей старше года) и намечает, на что должно быть обращено внимание при дальнейшем его воспитании. Эта характеристика заносится в дневник ребенка.

Комментарии к статье Индивидуальные особенности детей и в игре :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика