Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Сенсорное развитие ребенка

22.04.14 | Категория: Психология детей

В возрасте от 2—3 до 5—6 месяцев у детей развивается речевой слух. Нужно разговаривать с ребенком, применяя различные интонации; он начинает прислушиваться к голосу, выделяет определенные звуки. К 4 месяцам ребенок должен научиться поворачивать голову в любом направлении и находить источник звука: звучащую погремушку или взрослого, который, спрятавшись, зовет его. Важно, чтобы во время бодрствования дети находились в радостном состоянии. Благодаря частому эмоциональному общению с ребенком в этом возрасте у него не только развивается речевой слух, но и усложняются проявления радостного ребенок постепенно учится брать и удерживать в руке предметы. К 2—3 месяцам ребенок лежа на спине во время комплекса оживления случайно наталкивается на низко висящую над его грудью игрушку и захватывает ее, а к 3—4 месяцам уже четко направляет руки к висящим предметам, начинает их ощупывать и трясти. Когда ребенок трясет игрушку, он прислушивается к ее звучанию и поворачивает голову к источнику звука. К 4—5 месяцам важно научить ребенка брать обеими руками игрушку, которую держат у него над грудью, а к 6 месяцам — направлять руку к игрушке, с какой бы стороны она от него ни находилась, удерживать в каждой руке по игрушке, а также доставать предметы лежа на боку и на животе. Своевременное возникновение умений захватывать висящую игрушку и брать игрушку из рук взрослого имеет большое значение для развития ребенка. Когда он берет и ощупывает игрушки, размахивает ими, совершенствуются движения, формируется первичная основа действий с предметами. При этом происходит сенсорное развитие ребенка — он знакомится с различными качествами игрушек. Такая игра доставляет ребенку радость, делает его бодрствование более активным и предупреждает сосание пальцев. С развитием умения брать предмет у ребенка возникает новая потребность — достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Стремясь достать игрушку, ребенок 4 месяца сам поворачивается на бок, в 5 месяцев — на живот, к 6 месяцам — с живота на спину, старается приблизиться к предмету, находящемуся в некотором отдалении, делает попытки ползать. Следовательно, желание достать игрушку помогает ребенку овладеть движениями, при помощи которых он самостоятельно изменяет положение и начинает передвигаться. Таким образом, многие дети в этом возрасте во время бодрствования самостоятельно или при незначительной помощи взрослого осваивают подготовительные движения к ползанию. К 5—6 месяцам ребенок большую часть бодрствования может уже проводить на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, высоко приподнимать голову и грудь. Такое положение позволяет ему поворачиваться в разные стороны и следить за окружающим. У ребенка укрепляется упор ног и к концу данного периода он может уже стоять при поддержке, полностью разогнув ноги в коленях и тазобедренных суставах.
(голосов:53)
Похожие статьи:
Для каждого периода характерны умения, наиболее важные для общего развития детей в данном возрасте. Внимание воспитателей в первую очередь должно быть направлено на своевременное развитие именно этих умений. До 2—3 месяцев важно обеспечить своевременное возникновение зрительного и слухового сосредоточения, развитие положительных эмоций — улыбки и так называемого комплекса оживления. В возрасте от 2—3 до 5—6 месяцев наиболее важно развитие зрительных и слуховых дифференцировок и умения отыскивать источник звука, формирование умений брать игрушку из рук взрослого, а также из разных положений и, кроме того, своевременное возникновение лепета. От 5—6 до 9—10 месяцев основное внимание следует уделять развитию ползания, пониманию речи взрослого, подражанию как в произношении звуков и слогов, так и в простых движениях и действиях. В возрасте от 9—10 месяцев до 1 года наиболее существенным является дальнейшее развитие понимания речи взрослого и подражания, формирование обобщения отдельных слов в речи взрослого, образование в активной речи ребенка первых простых слов, а также развитие элементарных действий с предметами и самостоятельной ходьбы. С первых месяцев жизни необходимо обеспечить своевременное сенсорное воспитание ребенка, т. е. нормальное развитие деятельности анализаторов (органов чувств). К моменту рождения ребенка его органы чувств уже готовы к функционированию (он видит, слышит, чувствует прикосновение, запах и многое другое). Однако деятельность этих органов еще очень несовершенна и развитие их требует определенных условий. Особенно большое значение для дальнейшего развития ребенка имеет деятельность органов зрения и слуха. У ребенка через несколько часов после рождения можно вызвать движение глаз в сторону движущегося в поле его зрения предмета. На 10—15-й день жизни ребенок может некоторое время удерживать в поле зрения движущийся предмет. Сосредоточение на разговаривающем взрослом и на неподвижном предмете формируется позднее — с конца 1-го — начала 2-го месяца. Хотя ребенок слышит уже с первых дней жизни, но при рождении он не, локализует звук в пространстве, т. е. не может определить, откуда исходит звук. Только со второй половины 1-го и в начале 2-го месяца он прислушивается к различным звукам. Для развития зрения и слуха, начиная с 2 — 3-недельного возраста, с детьми нужно часто ласково разговаривать; во время гигиенического ухода и бодрствования в манеже (или в кроватке) следует стремиться к тому, чтобы ребенок следил за звучащей игрушкой. Надо также вешать игрушки для рассматривания. Уже с первых месяцев жизни необходимо развивать у ребенка тактильное восприятие. С того момента, когда в процессе комплекса оживления ребенок начинает выпрямлять руки, нужно низко подвешивать игрушки из разного материала и разнообразной формы. Большое внимание следует уделять своевременному развитию положительных эмоций. Ласковый певучий разговор воспитательницы с детьми в конце 1-го — начале 2-го месяца жизни не только приучает их смотреть на лицо взрослого, прислушиваться к его голосу, но и вызывает у ребенка первую улыбку. Если с ребенком часто разговаривают, то к 2—3 месяцам при общении со взрослым он уже не только улыбается, но также издает различные звуки, быстро двигает руками и ногами, — возникает так называемый комплекс оживления. При этом движения ребенка становятся плавными — укрепляются мышцы, улучшается физическое развитие. Свободные движения рук способствуют развитию умения взять игрушку. Звуки, которые издает ребенок, проявляя радость, имеют значение для развития его голосовых реакций.

При воспитании детей этого возраста необходимо продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие. Со второго полугодия жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему: к взрослым, детям, животным, игрушкам и различным предметам. Наибольший интерес для ребенка представляют воспитывающие его взрослые. В 8—9 месяцев ребенок меняет позу, чтобы лучше увидеть воспитательницу или няню, прислушивается к их голосу, сам издает звуки, чтобы привлечь к себе внимание. Все больше проявляется различное отношение детей к людям. При появлении близкого человека ребенок бурно проявляет свою радость — визжит, стремится к нему приблизиться, приподнимается, кряхтит, желая, чтобы воспитательница взяла его на руки, а если она не делает этого, начинает плакать. Если с ребенком заигрывает незнакомый человек, он напряженно смотрит, отворачивается, иногда старается быстро отодвинуться. Эмоциональные проявления детей становятся более яркими и часто изменяются. Например, ребенок легко может заплакать, если не достанет игрушку или если ее отнял другой ребенок. В то же время он легко успокаивается, если дать ему другую игрушку. В возрасте от 5—6 до 9—10 месяцев у ребенка развиваются различные движения, при помощи которых он перемещается в пространстве и изменяет свое положение. К 5 месяцам дети осваивают умение переворачиваться на живот, много времени проводят в этом положении и проделывают различные движения, что доставляет им удовольствие. Лежа на животе ребенок быстрее осваивает ползание, а затем умение садиться и ложиться, вставать, цепляясь за неподвижную опору, и ходить вокруг нее. Последовательность развития движений в этом возрасте в большой степени зависит от условий воспитания ребенка и от того, на что направлены воздействия взрослого. Когда детей с первых месяцев жизни много держат на руках в положении сидя, они очень рано начинают сидеть. Если к 5—6 месяцам дети овладели этим умением, то в яслях не хотят во время бодрствования лежать на животе и требует, чтобы их посадили или взяли на руки. Между тем раннее сидение вредно для ребенка, так как его позвоночник еще недостаточно окреп. Во время сидения ребенок быстро устает, но сам не в состоянии изменить положение. Дети, которые рано начали сидеть, обычно менее активны и малоподвижны. Для ребенка полезнее, если в 7 месяцев он научится ползать и только к 8 месяцам будет самостоятельно садиться, сидеть и ложиться из сидячего положения. По мере того как ребенок овладевает умением ползать, он начинает много двигаться. Вследствие этого укрепляются все мышцы тела, что благоприятно отражается на физическом развитии ребенка. Движения становятся более быстрыми и координированными. Умея ползать, ребенок может сам приблизиться ко всему, что его интересует (достать игрушку, подползти к воспитательнице, переменить положение, чтобы посмотреть, что делается в манеже, комнате). Опираясь на одну руку, ребенок сам присаживается, а потом начинает садиться.

К концу 3-го месяца ребенок уже может лежать на животе несколько минут, причем выгибает спину и опирается на предплечья. В таком положении он видит большее количество окружающих предметов, что доставляет ему удовольствие и способствует его нервно-психическому развитию. Плачущего ребенка можно успокоить, положив на живот. Такое положение очень полезно для детей этого возраста и потому, что оно способствует образованию правильного изгиба позвоночника. Свободные движения головы при этом положительно влияют на процессы кровообращения мозга. Умение лежать на животе в этом возрасте является необходимым условием своевременного развития ползания у детей 6—7 месяцев. Для того чтобы у ребенка развивалось и укреплялось умение удерживать голову в вертикальном положении, следует время от времени брать его на руки, когда он спокоен. Ребенок в возрасте 3 месяцев должен не только хорошо удерживать голову, но и останавливать свой взгляд на лице взрослого, который с ним разговаривает, должен следить за окружающим, свободно поворачивать голову из стороны в сторону. С первых месяцев жизни могут возникнуть вредные привычки, например сосание пальцев, пустышки, крик перед сном, засыпание только при покачивании и т. п. Во избежание возникновения этих привычек нужно в первую очередь соблюдать правильный режим дня — своевременно кормить и укладывать детей спать; важно следить, чтобы они всегда были чистыми, во время бодрствования находились в хорошем и радостном настроении. В возрасте от 2—3 до 5—6 месяцев сенсорное развитие ребенка должно продолжаться. Благодаря своевременному развитию органов чувств все больше усложняются связи ребенка с внешним миром, формируются первичные действия с игрушками. Лежа на спине, на боку и животе, ребенок длительно и сосредоточенно смотрит на игрушки, следит за движениями окружающих взрослых, прислушивается к различным звукам. Если с ребенком часто ласково разговаривают одни и те же лица, то к 4—5 месяцам у него появляется дифференцированное отношение к окружающим. При разговоре знакомого человека ребенок быстро отвечает улыбкой, радостными возгласами, убыстренными движениями, и наоборот, при общении с ним незнакомых лиц присматривается и начинает иногда плакать. Так же различно ребенок реагирует на разный тон обращения. Когда с ним разговаривают строго, он смотрит серьезно, замедляет движения. Но как только меняют тон, начинают говорить ласково, ребенок улыбается, издает радостные звуки и быстро двигается. Примерно к 4 месяцам дети начинают различать цвет и форму предметов. Для развития дифференцировок с первого месяца жизни следует подвешивать над ребенком игрушки разного цвета и различной формы.

Прежде всего, позванивая погремушкой над грудью ребенка, следует вызывать прислушивание и сосредоточение внимания на игрушке. Потом надо поглаживать то по тыльной, то по ладонной стороне руки ребенка, вызывая, этим выпрямление пальцев и стремление взять игрушку из рук взрослого. Такой прием стимулирует активность ребенка и после нескольких повторений он при виде игрушки сам направляет к ней руки. Развитие умения брать основано на интересе к игрушке. Поэтому, если взятая для занятий игрушка не привлекает внимания ребенка, следует заменить ее другой. Обычно наибольший интерес дети проявляют к новым игрушкам. Дети часто произносят различные слоги во время бодрствования в манеже без участия взрослых. Однако чтобы ребенок начал отвечать на разговор взрослого различными голосовыми реакциями и в дальнейшем сам вступал в речевое общение с ним, необходимо не только часто и эмоционально разговаривать с ребенком, но также четко и раздельно повторять при общении с ним произносимые им звуки и слоги. Во время специальных упражнений воспитательница кладет ребенка на спину и произносит звуки и отдельные слоги. Делает паузы, меняет интонации, стараясь, чтобы ребенок прислушивался. При этом важно, чтобы ребенок следил и за движениями ее губ. Очень часто ребенок начинает издавать звуки после того, как воспитательница отойдет от него. В этом случае следует возобновить игру с ребенком и повторять за ним те звуки, которые он сам произнес. Развивать у ребенка подготовительные движении к ползанию, умение поворачиваться на живот и с живота на спину. Переворачиваться на живот дети должны только после того, как они овладели умением держать голову лежа на животе и свободно брать игрушку из разных положений. Когда ребенок протягивает руку к игрушке, нужно отодвинуть ее в сторону, чтобы ему пришлось повернуться на бок и на живот. Если ребенок остается неподвижным, следует помочь ему проделать соответствующие движения. Для этого воспитательница левой рукой охватывает голени ребенка снизу, а указательный палец своей правой руки вкладывает в правую руку ребенка; затем, слегка выпрямляя ноги ребенка, она делает легкий поворот таза вправо и вслед за этим двигает плечевой пояс в ту же сторону, слегка подтягивая руку ребенка. После того как ребенок научится перевертываться со спины на живот, следует развивать у него умение поворачиваться с живота на спину.

Ребенок в возрасте 1 месяца фиксирует глазами яркие предметы; движения глаз становятся координированными, слух его улучшается; ребенок делает попытки улыбаться. Поддерживаемый под мышки он упирается ножками, делает попытку, лежа на животе, поднимать голову и удерживать ее прямо при вертикальном положении. Спит ребенок около 20 часов в сутки. Ребенок в возрасте 2 месяцев хорошо поднимает голову и удерживает ее  минуты из вертикальном положении. Поддерживаемый под мышки хорошо стоит, не подгибая ног. Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения. Начинает удерживать предметы всей рукой. Ребенок в возрасте 3 месяцев произвольно поворачивает голову в сторону звука, следит глазами за предметом, иногда узнает мать, смеется. При положении на животе хорошо поднимает туловище, опираясь на локти и предплечья, сидит с поддержкой, переворачивается со спины на бок, свободно держит голову. Движения рук становятся свободными и целесообразными: ребенок тянется к игрушке, ощупывает пеленку, тянет предметы в рот и т. д. Ребенок в возрасте 4—5 месяцев начинает активно хватать предметы, в сидячем положении (при поддержке) держит голову и свободно двигает ею: позвоночник легко подвижен, при сидении наблюдается резкий кифоз; поддерживаемый под руки, хорошо упирается на ноги. При положении на животе хорошо приподнимается на руки, опираясь только на ладони, поворачивается со спины на живот, делает мост. Ребенок отчетливо знает мать, различно реагирует на разные лица.

Комментарии к статье Сенсорное развитие ребенка :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика