Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Правильное развитие речи детей

15.12.13 | Категория: Новости

Большое внимание при воспитании детей следует уделять развитию движений. Только научившись брать и удерживать в руке видимые предметы, подползать, а позже подходить к ним, различно действовать, дети познают их свойства, качества. Поэтому своевременное развитие движений имеет большое значение не только для физического развития детей, но и для их познавательной деятельности. Темп развития движений, последовательность их возникновения и координация зависят от условий воспитания, от упражнений. При соответствующих упражнениях дети в 1 год 6 месяцев — 1 год 8 месяцев могут уже ловко нанизывать кольца на пирамидку, не только самостоятельно, но и аккуратно есть и многое другое, в то время как при неправильном воспитании этого не умеют делать даже 3-летние дети. Учитывая большое значение движений для физического и нервно-психического развития детей, своевременное развитие всех доступных этому возрасту движений является существенной задачей воспитания. Очень большое значение в развитии и воспитании ребенка первых 3 лет жизни имеет речь и расширение ориентировки в окружающем. Своевременное и правильное развитие речи является основой умственного развития ребенка. Речь, как известно,— основное средство общения с людьми. Она играет большую роль во всех психических процессах. Понимание названий предметов помогает лучшему восприятию, различению и узнаванию их. С развитием речи изменяется и характер деятельности детей. Без соответствующего уровня ее развития нельзя воспитать и положительные взаимоотношения между детьми и взрослыми. Так, например, вызвать сочувствие можно только у того, кто понимает речь; научить дружно совместно играть, оказывать помощь другому тоже можно только при хорошем развитии понимания и активной речи самого ребенка. При этом увеличивается роль слова как средства воспитания. На 3-м году речь воспитателя является одним из основных средств руководства поведением ребенка. При помощи речи воспитателя происходит усложнение игры, воспитание навыков, повышение положительного эмоционального состояния ребенка. Но развитие речи детей больше, чем все остальное, зависит от условий их воспитания и главным образом от непосредственных воспитательных влияний. Физиологами установлено, что основой для формирования второй сигнальной системы является обогащение чувственного опыта ребенка — его ощущений, восприятий, представлений, развитие движений, действий и всей деятельности ребенка, т. е. накопления в первой сигнальной системе. Поэтому для своевременного развития речи прежде всего необходимо обеспечить достаточное разнообразие внешней среды, предоставить возможность ребенку получать различные впечатления от окружающих предметов, действий взрослых, явлений природы, разнообразно действовать, развивать движения и все это обозначать словом, правильно сочетая с речью. Речь ребенка развивается в процессе общения со взрослыми и детьми. Поэтому при воспитании детей необходимо: обеспечить частое общение воспитателя с каждым ребенком; воспитать у детей потребность в общении со взрослыми и детьми. Но дети в яслях будут часто обращаться к воспитательнице только в том случае, если она сама часто по различным поводам общается с ними и всегда реагирует на каждое их обращение к ней. Очень важным условием развития речи является развитие слуха и слухового сосредоточения, т. е. надо научить ребенка хорошо слышать, тонко различать звуки и уметь прислушиваться. Для этого прежде всего нужно по возможности поддерживать спокойную, тихую обстановку в группе, избегать шума, крика.
(голосов:0)
Похожие статьи:
Для каждого периода характерны умения, наиболее важные для общего развития детей в данном возрасте. Внимание воспитателей в первую очередь должно быть направлено на своевременное развитие именно этих умений. До 2—3 месяцев важно обеспечить своевременное возникновение зрительного и слухового сосредоточения, развитие положительных эмоций — улыбки и так называемого комплекса оживления. В возрасте от 2—3 до 5—6 месяцев наиболее важно развитие зрительных и слуховых дифференцировок и умения отыскивать источник звука, формирование умений брать игрушку из рук взрослого, а также из разных положений и, кроме того, своевременное возникновение лепета. От 5—6 до 9—10 месяцев основное внимание следует уделять развитию ползания, пониманию речи взрослого, подражанию как в произношении звуков и слогов, так и в простых движениях и действиях. В возрасте от 9—10 месяцев до 1 года наиболее существенным является дальнейшее развитие понимания речи взрослого и подражания, формирование обобщения отдельных слов в речи взрослого, образование в активной речи ребенка первых простых слов, а также развитие элементарных действий с предметами и самостоятельной ходьбы. С первых месяцев жизни необходимо обеспечить своевременное сенсорное воспитание ребенка, т. е. нормальное развитие деятельности анализаторов (органов чувств). К моменту рождения ребенка его органы чувств уже готовы к функционированию (он видит, слышит, чувствует прикосновение, запах и многое другое). Однако деятельность этих органов еще очень несовершенна и развитие их требует определенных условий. Особенно большое значение для дальнейшего развития ребенка имеет деятельность органов зрения и слуха. У ребенка через несколько часов после рождения можно вызвать движение глаз в сторону движущегося в поле его зрения предмета. На 10—15-й день жизни ребенок может некоторое время удерживать в поле зрения движущийся предмет. Сосредоточение на разговаривающем взрослом и на неподвижном предмете формируется позднее — с конца 1-го — начала 2-го месяца. Хотя ребенок слышит уже с первых дней жизни, но при рождении он не, локализует звук в пространстве, т. е. не может определить, откуда исходит звук. Только со второй половины 1-го и в начале 2-го месяца он прислушивается к различным звукам. Для развития зрения и слуха, начиная с 2 — 3-недельного возраста, с детьми нужно часто ласково разговаривать; во время гигиенического ухода и бодрствования в манеже (или в кроватке) следует стремиться к тому, чтобы ребенок следил за звучащей игрушкой. Надо также вешать игрушки для рассматривания. Уже с первых месяцев жизни необходимо развивать у ребенка тактильное восприятие. С того момента, когда в процессе комплекса оживления ребенок начинает выпрямлять руки, нужно низко подвешивать игрушки из разного материала и разнообразной формы. Большое внимание следует уделять своевременному развитию положительных эмоций. Ласковый певучий разговор воспитательницы с детьми в конце 1-го — начале 2-го месяца жизни не только приучает их смотреть на лицо взрослого, прислушиваться к его голосу, но и вызывает у ребенка первую улыбку. Если с ребенком часто разговаривают, то к 2—3 месяцам при общении со взрослым он уже не только улыбается, но также издает различные звуки, быстро двигает руками и ногами, — возникает так называемый комплекс оживления. При этом движения ребенка становятся плавными — укрепляются мышцы, улучшается физическое развитие. Свободные движения рук способствуют развитию умения взять игрушку. Звуки, которые издает ребенок, проявляя радость, имеют значение для развития его голосовых реакций.

На втором году жизни большое значение для умственного развития приобретает речь. Необходимо называть детям этого возраста все, что делается, каждое действие и показ должны сопровождаться словесным объяснением. Если, например, молча взять ребенка за руку и повести его умываться, он будет протестовать, а если сказать; «Пойдем мыть руки» — он спокойно пойдет. В данном случае слово предупреждает ребенка, создает у него установку на последующее действие. При воспитании детей второго года нужно одновременно развивать все стороны речи — понимание, активную речь, способность подражать, формирование обобщения, пользование речью и ее выразительность. Перед воспитателями стоят следующие конкретные задачи: дальнейшее развитие понимания названий предметов, действий, качеств, целых предложений и небольших рассказов, иллюстрируемых игрушками, картинками и без иллюстраций; развитие обобщения предметов и действий, развитие конкретно действенного мышления; дальнейшее развитие подражания сначала отдельным словам, а затем и предложениям; обогащение активного словаря и воспитание потребности в речевом общении; развитие грамматического строя речи; обучение ребенка внимательно слушать речь взрослого, отвечать па вопросы, правильно произносить слова. Умственное развитие ребенка происходит в процессе его деятельности и на основе непосредственного восприятия предметов, действий, явлений в сочетании с их словесными обозначениями. Расширяя ориентировку в окружающем, мы тем самым развиваем речь ребенка. Поэтому работа по развитию речи и ориентировке в окружающем должна проводиться одновременно. Для расширения кругозора и развития речи детей должны быть использованы в первую очередь действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета, а также прогулки, игра и специальные организованные игры и занятия. В процессе общения с ребенком нужно называть все то, что его окружает, интересует и доступно его пониманию. Разговаривая с ребенком, нужно сближать слова и обозначаемые ими действия и предметы, т. е. устанавливать непосредственную связь слова с предметами или действием. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды и т. д. На всем протяжении второго года жизни с детьми в основном следует говорить о том, что они непосредственно в данный момент воспринимают. Все, о чем говорят с ребенком, что ему рассказывают, должно подкрепляться непосредственным восприятием ребенка, его действиями. Но после 1 года 6 месяцев можно и нужно говорить с детьми и о том, чего в данный момент перед глазами нет, но обязательно о предметах и явлениях, хорошо знакомых ему по прошлому опыту, например о том, что купила мама или что ребенок видел на прогулке. Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Частое речевое общение взрослого с ребенком по разнообразным поводам формирует у него потребность обращаться ко взрослому по аналогичным поводам. Содержание занятий меняется в зависимости от возраста детей. Можно проследить эти изменения в проведении занятий на таких примерах, как показ, организованное наблюдение и занятие по картинкам. На первых занятиях такого рода воспитательница должна добиваться понимания слова — обозначения предмета. Прежде всего нужно вызвать живой интерес детей к тому, что она показывает (это может быть заводная или обычная игрушка, живая птичка или картинка). Большую роль при этом играет эмоциональная выразительность голоса воспитательницы и поддержание интимного контакта с детьми на протяжении всего занятия. Она общается с детьми взглядом, улыбкой, разделяя их радость, поощряя, часто к ним обращается, называя их по имени.

У детей от 5—6 до 9—10 месяцев во время индивидуальных игр-занятий в первую очередь следует развивать понимание речи взрослого, формировать лепет и подражание простым слогом, а также развивать ползание. Если умений вставать к барьеру и ходить вокруг него ребенок не освоит в самостоятельной деятельности без помощи взрослого, то следует развивать их во время специальных игр-занятий. В плане индивидуальных игр-занятий следует указывать, какие занятия следует проводить с каждым ребенком. Развитие понимания речи взрослого и обогащение ребенка новыми впечатлениями. Основное условие развития понимания названий предметов и движений — совпадение слова, обозначающего данный предмет или движение, с их показом. С 5—6 месяцев необходимо развивать у ребенка умение находить взором называемый предмет и поворачивать голову в его сторону. Для того чтобы сосредоточить внимание ребенка на предмете, нужно назвать его. Во время занятий обращение с ребенком должно быть эмоционально окрашенным, следует называть его по имени. Чтобы больше заинтересовать ребенка, нужно проделывать различные действия с его игрушкой. На первых этапах дети легче и быстрее осваивают название предмета, если он всегда находится в определенном месте. Но не следует долго задерживаться в данной стадии. Занятия с одними и теми же приемами начинают надоедать ребенку и на вопрос, где находится тот или иной предмет, он перестает поворачивать голову в сторону называемого предмета. Следует менять его местоположение на глазах у ребенка, прятать его и производить с ним различные игровые действия.  Если какой-то ребенок проявляет интерес к ее действиям, нужно взять его на руки и провести с ним ту же игру-занятие. Возникшее у ребенка сосредоточение облегчает установить связь с называемой игрушкой. Когда ребенок понимает слово «дай», надо просить дать предмет, находящийся у него в руках. В занятиях по развитию понимания речи лучше использовать красочные звучащие и заводные игрушки, которые не были в пользовании у детей во время самостоятельной деятельности (куклы, игрушечные животные). Словесное обозначение предмета всегда должно быть одинаковым и доступным для подражания. Это будет способствовать развитию активной речи ребенка. Через некоторое время следует вводить в занятие новый предмет, чередуя его название с ранее освоенным. Методические приемы остаются те же. Для освоения названий нескольких предметов следует выбирать игрушки, контрастные по названию и внешнему виду (например, петушок и кошка, собака и кукла). Развитие понимания названия простых движений и действий с предметами. Для освоения названий движений и действий с предметами также важно, чтобы слово совпадало с моментом, когда ребенок сам проделывает это действие или движение или смотрит на то, что делает взрослый. На первом этапе легче и быстрее устанавливается связь слова с тем движением, которое ребенок часто проделывает сам по собственной инициативе (стучит рукой по руке — «ладушки», игрушкой об игрушку — «постучи»). Для детей 6—9 месяцев доступным являются уже те действия, которые определяются свойствами самих предметов, такие, как «покати мячик», «вложи шарик». Занятия по развитию понимания речи должны явиться также средством для получения детьми радостных и новых впечатлений, развития действий с предметами и сенсорного развития. Во время занятий следует говорить негромко, с различной интонацией, настойчиво побуждая ребенка ответить на обращение к нему. Ребенок должен не только слышать слоги, произносимые воспитательницей, но и видеть движение ее губ. Следует делать паузы между произнесением отдельных слогов и слов. Это способствует лучшему усвоению и воспроизведению звуков. Во время занятий по развитию речи в группе должно быть особенно тихо, чтобы дети слышали голос взрослого и собственные звуки. Игры-занятия по развитию элементарных действий с игрушками. Затем проделывает несколько раз эти действия рукой ребенка, а потом опять сама вынимает и вкладывает шарики и старается вызвать ребенка на подражание.

Умственное воспитание в период раннего детства включает развитие ощущений, восприятия, речи и ориентировки в окружающем, игры и других видов деятельности, формирование представлений и первичных понятий о предметах, качествах и явлениях, а также развитие памяти, внимания, наглядно-действенного мышления, воображения, эмоций, умственных способностей — сравнивать, различать, выделять существенное, обобщать, устанавливать причинную зависимость отдельных явлений. Сенсорное воспитание — развитие у детей ощущений, восприятий и представлений, т. е. сенсорных процессов, связанных с деятельностью органов чувств. Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия явлений, т. е. с чувственного отражения в мозге ребенка предметов и явлений окружающей действительности. Разнообразные по содержанию ощущения и восприятие окружающих предметов являются основой умственного воспитания ребенка. Рассматривая, ощупывая, слушая, действуя, дети практически познают различные качества и свойства предметов. Однако развитие восприятия возможно лишь в результате деятельности ребенка и специальных воспитательных приемов. С первых месяцев жизни необходимо обеспечить детей различными в зависимости от возраста игрушками, дидактическими пособиями. Активно используя их, ребенок знакомится со свойствами предметов, развивает свои сенсорные способности. Большое влияние на развитие восприятия оказывает участие воспитателя. Уже очень рано (на 3—4-м месяце) игрушка, показываемая взрослым, вызывает более длительное и потому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребенка. Позже, с развитием речи, роль воспитателя в развитии восприятия ребенком окружающего увеличивается. Большую роль играет эмоциональное отношение ребенка к воспринимаемому предмету или явлению, а также значение для него данного предмета. То, что интересно, ярко, ново, воспринимается ребенком лучше. В детском учреждении нужны специальная организация внешней среды, а также пособия и занятия, способствующие сенсорному развитию детей. Необходимо соответствующими воспитательными приемами учить детей различать, сравнивать, постепенно развивать у них способность к наблюдению, устанавливать связь между отдельными явлениями (пошел дождь, дорожки в саду стали мокрыми).

Детей первого года жизни от более старших отличает быстрый темп и тесная связь физического и нервно-психического развития, повышенная эмоциональность, большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость различным заболеваниям. В этом возрасте значительно возрастают основные показатели физического и нервно-психического развития ребенка. Изменяется характер и длительность сна и бодрствования, формируется ритм этих состояний. В связи с возрастающей работоспособностью центральной нервной системы увеличивается длительность каждого отрезка бодрствования и уменьшается суточное количество часов сна. Благодаря взаимодействию ребенка первых месяцев жизни с окружающей его средой в основном вследствие влияния взрослых происходят значительные сдвиги в его нервно-психическом развитии. Уже с первых месяцев жизни быстро развивается деятельность всех органов чувств, возникают и совершенствуются положительные эмоции. В течение первого года ребенок овладевает основными общими движениями. На основе развития движений рук к концу года формируются элементарные действия с предметами. На первом году жизни впервые возникает и начинает развиваться специфическая человеческая функция — речь. С первых месяцев жизни у детей могут сформироваться как положительные, так и отрицательные привычки. Однако темп и последовательность развития у ребенка различных умений в большой степени зависят от условий воспитания и от того, на что направлено воздействие взрослого. Поэтому воспитательная работа с детьми первого года жизни должна быть организована так, чтобы обеспечить их своевременное и нормальное развитие. В развитии и воспитании детей от рождения до 1 года очень большая роль принадлежит окружающим взрослым. Воспитатели должны не только вовремя и правильно удовлетворять органические потребности детей (кормить, укладывать спать и т. д.) и создавать условия для их бодрствования, но и специально воздействовать на детей с целью формирования новых умений. В работе с детьми первого года жизни независимо от того, в какой группе они находятся, перед воспитателями должны стоять следующие задачи: обеспечить полноценное здоровье и своевременное физическое развитие детей. Сформировать правильный ритм бодрствования, сна и кормления и своевременно его изменять. Воспитывать положительное отношение к кормлению, укладыванию спать и туалету. Обеспечивать своевременное нервно-психическое развитие, а именно развитие деятельности органов чувств, положительных эмоций, различных движений, действий с предметами и подготовительных этапов речи. Во время бодрствования поддерживать у детей радостное, веселое настроение. Воспитывать положительное отношение к окружающим взрослым и детям. Формировать у детей положительное активное поведение и предупреждать возникновение отрицательных привычек. Ввиду того что дети первого года жизни быстро развиваются и на протяжении этого возраста меняется значение разных умений, конкретные задачи воспитания должны ставиться не для всего года в целом, а по отдельным возрастным периодам.

Комментарии к статье Правильное развитие речи детей :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика