Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Ребенок с хорошо развитой речью

16.10.13 | Категория: Новости

Речь является одной из сложных психических функций человека. Ее развитие зависит от многих факторов. Ребенок родился с готовым речевым аппаратом, но он не владеет навыком пользования им. Этот навык ему надо приобрести. Поэтому речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослыми. Формирование таких психических функций, как мышление, память, восприятие, у ребенка неразрывно связано с развитием речи. Выработка правильной и чистой речи — одна из важных задач в развитии полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со своими сверстниками. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Недостатки речи могут явиться причиной неуспеваемости в школе. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится отвечать на вопросы в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу. Особенно необходимо ребенку правильное произношение звуков и слов. В период овладения грамотой между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Из области физиологии известно, что кора головного мозга ребенка начинает фукционировать сразу после рождения. Взрослые, ухаживающие за ребенком, с самого раннего возраста развивают в нем умение прислушиваться и воспринимать различные звуки (голоса, слова, речевой поток слов, интонацию), понимать обращенную к нему речь, вырабатывают умение самостоятельно говорить. На самом раннем этапе жизни звуки, которые произносит новорожденный (а, э) называют голосовыми реакциями. В возрасте от 1 до 3 месяцев голосовые реакции малыша носят характер «гукания». Крик ребенка становится более выражен, появляется интонация, выражающая недовольство, протест, требование. На фоне положительного эмоционального состояния появляются звуки гуления. К 9 месяцам жизни ребенок от начального лепета переходит к активному, интонационно окрашенному лепету. Развивается реакция подражания, ребенок делает попытки имитировать интонацию взрослого. Ребенок адекватно реагирует на обращенную речь, интонацию. По просьбе взрослого выполняет некоторые задания, при общении активно пользуется мимикой и жестами. Речевая активность расширяется, к концу первого года у ребенка формируется 8—10 подражательных слов, которые обозначают определенные лица, предметы, действия, например: ма-ма ав-ав, топ, дай и т.д. Ребенок лепечет, будучи в хорошем настроении, лепечет эмоционально, выразительно, употребляя много разнообразных звуков и их сочетаний. Наряду с формированием собственной активной речи происходит дальнейшее совершенствование понимания речи окружающих. Он накапливает впечатления, которые помогают усвоить значение слов и связать их с образами предметов, с действиями и различными явлениями. Все психическое и речевое развитие ребенка осуществляется под влиянием окружающих его взрослых.
(голосов:3)
Похожие статьи:
Учимся говорить правильно Н. С. Жукова Надежда Сергеевна Жукова, автор этой книги, - известный московский логопед, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат оригинальные исследования поступательных процессов развития детской речи... Учись говорить правильно Александра Майорова Книга предназначена не только для исправления тех или иных произносимых детьми звуков. Назначение ее — предупредить возникновение недостатков произношения, научить правильно произносить все звуки, улучшить состояние речи ребенка... Я умею правильно говорить Серова Л. Г. С помощью этой книги заботливые родители смогут научить своих маленьких детей правильно произносить звуки. Стихи, поговорки, считалочки, скороговорки, различные речевые упражнения воспитают у Вашего ребенка четкое и правильное произношение. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению Волосовец Т.В., Горина Н.В., Зверева Н.И. и др. В пособие включены основные сведения по всем разделам логопедии и смежным дисциплинам. Основное внимание уделено особенностям воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях детских дошкольных учреждений. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 1. Звуки С, 3, Ц Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко Пособие содержит занимательные игровые задания для детей 5-7 лет, способствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию логического мышления и графических навыков Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 2. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 3. Звуки Р, Л Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 4. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко Веселые скороговорки для `непослушных` звуков И. Г. Сухин Книга содержит новые скороговорки, в которых отрабатываемый звук есть в каждом слове, и близкий к ним речевой материал, разработанный автором, а также народные скороговорки. Говорим правильно "К-Г-Х-Й". Логопедический альбом Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина Логопедический альбом предназначен для коррекции звукопроизношения, развития языкового чутья, понимания смысловых и стилистических оттенков речи. В пособии приведены задания, формирующие познавательную деятельность детей, расширяющие их кругозор Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме "Зима" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Картинный материал Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Заикание И. А. Сикорский Иван Алексеевич Сикорский (1842-1919) - выдающийся русский врач, профессор Киевского университета им. Св. Владимира, специалист в области психиатрии, невропатологии и педагогики. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий Л. М. Козырева Тетрадь предлагает задания, направленные на правильное употребление падежных форм имен существительных с предлогами и без Речь. Речь. Речь. Детская риторика для младших школьников Книга в занимательной форме учит младших школьников правильно, точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове.

Для каждого периода характерны умения, наиболее важные для общего развития детей в данном возрасте. Внимание воспитателей в первую очередь должно быть направлено на своевременное развитие именно этих умений. До 2—3 месяцев важно обеспечить своевременное возникновение зрительного и слухового сосредоточения, развитие положительных эмоций — улыбки и так называемого комплекса оживления. В возрасте от 2—3 до 5—6 месяцев наиболее важно развитие зрительных и слуховых дифференцировок и умения отыскивать источник звука, формирование умений брать игрушку из рук взрослого, а также из разных положений и, кроме того, своевременное возникновение лепета. От 5—6 до 9—10 месяцев основное внимание следует уделять развитию ползания, пониманию речи взрослого, подражанию как в произношении звуков и слогов, так и в простых движениях и действиях. В возрасте от 9—10 месяцев до 1 года наиболее существенным является дальнейшее развитие понимания речи взрослого и подражания, формирование обобщения отдельных слов в речи взрослого, образование в активной речи ребенка первых простых слов, а также развитие элементарных действий с предметами и самостоятельной ходьбы. С первых месяцев жизни необходимо обеспечить своевременное сенсорное воспитание ребенка, т. е. нормальное развитие деятельности анализаторов (органов чувств). К моменту рождения ребенка его органы чувств уже готовы к функционированию (он видит, слышит, чувствует прикосновение, запах и многое другое). Однако деятельность этих органов еще очень несовершенна и развитие их требует определенных условий. Особенно большое значение для дальнейшего развития ребенка имеет деятельность органов зрения и слуха. У ребенка через несколько часов после рождения можно вызвать движение глаз в сторону движущегося в поле его зрения предмета. На 10—15-й день жизни ребенок может некоторое время удерживать в поле зрения движущийся предмет. Сосредоточение на разговаривающем взрослом и на неподвижном предмете формируется позднее — с конца 1-го — начала 2-го месяца. Хотя ребенок слышит уже с первых дней жизни, но при рождении он не, локализует звук в пространстве, т. е. не может определить, откуда исходит звук. Только со второй половины 1-го и в начале 2-го месяца он прислушивается к различным звукам. Для развития зрения и слуха, начиная с 2 — 3-недельного возраста, с детьми нужно часто ласково разговаривать; во время гигиенического ухода и бодрствования в манеже (или в кроватке) следует стремиться к тому, чтобы ребенок следил за звучащей игрушкой. Надо также вешать игрушки для рассматривания. Уже с первых месяцев жизни необходимо развивать у ребенка тактильное восприятие. С того момента, когда в процессе комплекса оживления ребенок начинает выпрямлять руки, нужно низко подвешивать игрушки из разного материала и разнообразной формы. Большое внимание следует уделять своевременному развитию положительных эмоций. Ласковый певучий разговор воспитательницы с детьми в конце 1-го — начале 2-го месяца жизни не только приучает их смотреть на лицо взрослого, прислушиваться к его голосу, но и вызывает у ребенка первую улыбку. Если с ребенком часто разговаривают, то к 2—3 месяцам при общении со взрослым он уже не только улыбается, но также издает различные звуки, быстро двигает руками и ногами, — возникает так называемый комплекс оживления. При этом движения ребенка становятся плавными — укрепляются мышцы, улучшается физическое развитие. Свободные движения рук способствуют развитию умения взять игрушку. Звуки, которые издает ребенок, проявляя радость, имеют значение для развития его голосовых реакций.

Уровень овладения родной речью к школьному возрасту высок. Язык становится орудием мышления и общения. Ребенок может передавать литературный текст последовательно, без пропусков и повторений, рассказывать сказки и рассказы по частям, драматизировать их, последовательно описывать предметы по наблюдению и памяти, находя точные и выразительные слова для обозначения величины, формы, цвета, расположения в пространстве. Перед ребенком-дошкольником ставится новая задача — развитие фонематического слуха и звукового анализа слова и связанная с этим подготовка к обучению грамоте. Он учится составлять предложения из 2—3 слов, делить их на слова, различать слоги и звуки в словах. Развитый фонематический слух является предпосылкой успешного усвоения детьми грамоты. Иногда фонематическое развитие по каким-то причинам задерживается. Это приводит к специфическим недостаткам произношения, свидетельствующим о том, что усвоение звуковой стороны языка не закопчено и вызывает трудности в овладении письмом и чтением. Допускаются ошибки на письме в виде замены некоторых букв, сходных по звучанию, пропуски гласных и согласных звуков, недописывания слов, ярко выраженные аграмматизмы. В школе ребенок овладевает элементами литературного языка. И так развитие речи продолжается всю жизнь. Дети с хорошо развитой речью, как правило, успевают в школе. Если ребенок задерживается в речевом развитии с раннего возраста, то в последующем это обязательно отразится на его обучении в школе. Все недостатки в развитии речи необходимо устранять в каждом возрастном периоде. Поэтому родителям желательно иметь представление о возрастных закономерностях развития речи. Сопоставляя данные о закономерностях развития языка и общего психического развития ребенка, можно сказать, что формирование речи зависит от воспитания и обучения, которое начинается с первых дней жизни ребенка. Рекомендуется в самом раннем возрасте проверить речевой аппарат ребенка: может ли ребенок поднять язык вверх, свободно ли он дышит носом, в порядке ли у него твердое нёбо, обратить внимание на привкус. Язык может не подниматься вверх либо по причине укорочения уздечки, либо по причине его вялости и малоподвижности. При нормальном прикусе верхние зубы должны немного заходить за нижние. Затрудненное носовое дыхание может быть следствием полипов и аденоидов. Любой из перечисленных дефектов требует врачебного вмешательства. То, что ребенок в 5—6 месяцев не поворачивает голову в сторону говорящего, не реагирует на зов, а к 7—8 месяцам не ищет глазами предмет, который называют, должно настораживать родителей. Это может свидетельствовать о снижении или отсутствии слуха у ребенка. Если к двум годам словарный запас ребенка составляет 2—3 слова — это уже значительное отклонение от нормального речевого развития. Необходимо проконсультироваться у врача-психоневролога, логопеда для выяснения причин задержки речи и принять меры для устранения их.

Развитие памяти зависит от воспитания, обучения детей. С возрастом у малышей расширяется круг узнаваемых предметов. Даже малыши могут запоминать разные вещи. По словам психологов, у детей в четырехлетнем возрасте наблюдается длительность запоминания. Некоторые моменты остаются в памяти на всю жизнь. В дошкольном возрасте наиболее ярко запоминаются пережитые ситуации детьми. При раннем развитии, в младшем возрасте, память носит непроизвольный характер. Произвольное запоминание постепенно складывается в середине школьного возраста. Одним из существенных значений для подготовки детей к школьному обучению  считается развитие памяти у детей.  При этом у детей отмечаются приемы логического запоминания. Дети должны научиться правильно запоминать сложные иностранные имена, предметы, незнакомые названия. Дети могут смотреть детские программы, мультфильмы. При просмотре у них быстрее развивается память, они запоминают много слов. Дети быстрее запоминают слова, если изучение слов проходит в игровой форме. Одним из важных запоминаний информации является системное запоминание. Дети часто читают книги. Прочитанный материал надолго остается у детей в памяти и дальнейшем может пригодиться для дальнейшего обучения. Родители могут читать книги детям. В дошкольном возрасте дети хорошо запоминают прочитанные сказки, истории, которые они могут пересказывать родителям. Дети учат стихи, тем самым развивая память. В дошкольном возрасте дети быстрее запоминают преподнесенный им материал. Детям также важно учить стихи и рассказывать их своим родителям. Время от времени дети могут сами читать и пересказывать небольшие отрывки сказок. Важно, чтобы у детей было желание усваивать новые материалы в школе, которые они должны запоминать.

Умственное воспитание в период раннего детства включает развитие ощущений, восприятия, речи и ориентировки в окружающем, игры и других видов деятельности, формирование представлений и первичных понятий о предметах, качествах и явлениях, а также развитие памяти, внимания, наглядно-действенного мышления, воображения, эмоций, умственных способностей — сравнивать, различать, выделять существенное, обобщать, устанавливать причинную зависимость отдельных явлений. Сенсорное воспитание — развитие у детей ощущений, восприятий и представлений, т. е. сенсорных процессов, связанных с деятельностью органов чувств. Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия явлений, т. е. с чувственного отражения в мозге ребенка предметов и явлений окружающей действительности. Разнообразные по содержанию ощущения и восприятие окружающих предметов являются основой умственного воспитания ребенка. Рассматривая, ощупывая, слушая, действуя, дети практически познают различные качества и свойства предметов. Однако развитие восприятия возможно лишь в результате деятельности ребенка и специальных воспитательных приемов. С первых месяцев жизни необходимо обеспечить детей различными в зависимости от возраста игрушками, дидактическими пособиями. Активно используя их, ребенок знакомится со свойствами предметов, развивает свои сенсорные способности. Большое влияние на развитие восприятия оказывает участие воспитателя. Уже очень рано (на 3—4-м месяце) игрушка, показываемая взрослым, вызывает более длительное и потому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребенка. Позже, с развитием речи, роль воспитателя в развитии восприятия ребенком окружающего увеличивается. Большую роль играет эмоциональное отношение ребенка к воспринимаемому предмету или явлению, а также значение для него данного предмета. То, что интересно, ярко, ново, воспринимается ребенком лучше. В детском учреждении нужны специальная организация внешней среды, а также пособия и занятия, способствующие сенсорному развитию детей. Необходимо соответствующими воспитательными приемами учить детей различать, сравнивать, постепенно развивать у них способность к наблюдению, устанавливать связь между отдельными явлениями (пошел дождь, дорожки в саду стали мокрыми).

Комментарии к статье Ребенок с хорошо развитой речью :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика