Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту
Активные гимнастические упражнения основаны на произвольно выполняемых ребенком движениях. Само движение может быть вызвано речевой инструкцией, игрушкой или определенным исходным положением. Точность гимнастического упражнения, характер и направление мышечного усилия, траектория движения обеспечиваются использованием простейших пособий (палочек, колец), а чаще руками методиста (инструктора) лечебной физкультуры. Каждое активное гимнастическое упражнение возможно только при возникновении у ребенка самостоятельного движения, лежащего в основе упражнения. Так, например, активный поворот со спины на живот, ползание или переход в положение сидя пли положение лежа на спине можно использовать в качестве активного гимнастического упражнения только при наличии у ребенка этих двигательных навыков. В лечебной физической культуре врачу часто приходится иметь дело с ребенком, у которого развитие двигательных навыков задерживается и активные движения, свойственные для ребенка раннего возраста, отсутствуют. В то же время важнейшими терапевтическими и воспитательными задачами являются преодоление этих отставаний, нормализация психомоторного развития ребенка. В таких случаях используются различные приемы стимулирования активных движений. Стимулирование активных движений ребенка раннего возраста проводится включением так называемых упражнений «с помощью», являющихся частным видом активных упражнений. Примером такого упражнения, выполняемого с помощью методиста, является поворот со спины на живот при поддержке за руку и ножки. При этом одной рукой методист осуществляет частичный поворот таза ребенка, а другой — направляет движения плечевого пояса и туловища ребенка; при этом в определенной фазе упражнения ребенок завершает движение самостоятельно. Другим видом стимуляции активного движения в рамках гимнастического упражнения является использование яркой, привлекающей внимание ребенка игрушки.


В настоящее время более 70% детей дошкольного возраста имеют ослабленный иммунитет, особенно это касается городских жителей. Существует множество естественных способов укрепления иммунитета у детей, но большинству маленьких горожан не обойтись без дополнительных медикаментозных средств. При этом многие родители задумываются о необходимости укреплять иммунитет осенью, как только ребенок начинает болеть. Это одно из самых распространенных заблуждений: укрепление иммунитета происходит не мгновенно. Для того чтобы создать мощный барьер против инфекций, организму требуется около 2-х месяцев. Поэтому самое подходящее время для укрепления иммунитета – лето. Путь к крепкому здоровью не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Предлагаем вам пять основных шагов, которые приведут к заветной цели – сильному иммунитету и крепкому здоровью. Шаг первый. Диспансеризация Если в течение года ребенок часто болел, летом необходимо показать малыша педиатру, гастроэнтерологу, иммунологу, ЛОРу и стоматологу. Предварительно можно сдать анализы, которые помогут установить причину ослабленного иммунитета: кал на дисбактериоз, кровь на иммунный и интерфероновый статус. В зависимости от клинической картины простуд врач может посоветовать сдать специальные анализы, например, исследования на обнаружение микоплазмы и пневмоцисты при упорном кашле (кровь, мазки из зева), мазок из зева при хронических тонзиллитах. Особое внимание следует уделить хроническим заболеваниям. Если малыш страдает каким-либо хроническим заболеванием, это, конечно же, влияет на защитные функции организма и может стать причиной частых простуд. Хронические гаймориты, тонзиллиты, аденоиды, атипические инфекции, вызванные такими возбудителями, как микоплазма, пневмоциста, хламидии, глисты – все это влияет на иммунитет ребенка. Даже такой «пустяк», как кариозные зубы, может стать причиной ослабления иммунитета и провоцировать регулярные простудные заболевания. В общем, если благодаря всестороннему обследованию удастся найти очаг хронической инфекции и ликвидировать его, то в следующем году чадо не будет так часто болеть. Шаг второй. Внимание на кишечник Большое значение для общего иммунитета имеет состояние кишечника. Кишечник выполняет иммуногенную функцию, которая заключается в стимуляции синтеза иммуноглобулина и иммунокомпетентных клеток. Большинство полезных веществ, поступающих в организм вместе с пищей, всасывается именно в кишечнике. Там же в нем проживает огромное количество (несколько миллиардов) иммунокомпетентных лимфоидных клеток, постоянно ведущих борьбу за наше здоровье. Зашлакованный кишечник является непреодолимым препятствием для полезных веществ, содержащихся в пище, витаминов и лекарств. Так что его состояние напрямую связано с общим состоянием здоровья. Чтобы кишечник был в норме, старайтесь, чтобы ребенок пил больше минеральной воды без газов, кисломолочных продуктов и употреблял пищу, богатую клетчаткой. В более сложных случаях, когда причиной кишечного нездоровья является дисбактериоз, необходимо сделать специальный анализ, который покажет, каких именно бактерий не хватает малышу, и провести соответствующий курс лечения. Для повышения иммунитета у ребенка со стороны кишечника летом полезно пропить месячный профилактический курс отвара овса. Крохе от 6 месяцев до 1 года назначают по 1 чайной ложке, с года – по 1 столовой ложке, с 2 до 5 лет – 2 столовые ложки, после 5 лет – 100 мл в день. Овсяный отвар готовится так: полстакана промытого овса (не овсяной крупы!) заливать вечером 1,5 литрами фильтрованной воды в эмалированной посуде. Утром кипятим 1,5 часа в кастрюле с закрытой крышкой на медленном огне. Таким образом все термостойкие витамины группы В, содержащиеся в шелухе, выпариваясь, экстрагируются в воду. Затем, когда отвар остынет, его нужно процедить и хорошенько отжать. Отвар можно готовить на два дня и хранить в холодильнике. Давать овсяный отвар ребенку нужно перед едой. Вкус у этого «лекарства» приятный и малыш вряд ли будет скандалить. Но не забывайте, что овес слабит, разжижает стул. Поэтому посоветуйтесь со своим педиатром, возможно, он подберет индивидуальный вариант дозировки. Шаг третий. Витамины здоровья Активными стимуляторами иммунитета у детей являются антиоксиданты. Они восстанавливают стабильность молекул, клеток и тканей, останавливают процессы окисления и таким образом защищают организм от болезней. К антиоксидантам относятся витамины С, Е, бета-каротин, глютатион-6, селен, цинк, медь, марганец и аминокислота L-цистеин. Этими веществами богаты зерновые культуры, бобовые, свежие овощи и фрукты, а также растительные масла. Но, к сожалению, неблагоприятная экологическая обстановка, использование различных удобрений, некачественная вода, термическая обработка пищи и прочие достижения цивилизации приводят к тому, что натуральные продукты не способны обеспечить суточную потребность человека во всех необходимых витаминах и минеральных веществах. Поэтому даже летом, когда в избытке свежих овощей и фруктов, не стоит отказываться от поливитаминных комплексов. Они имеют практически одинаковый состав и отличаются друг от друга лишь формой выпуска и присутствием различных вкусовых и ароматических добавок. Шаг четвертый. Иммуноукрепляющие препараты Существует множество препаратов, укрепляющих и моделирующих иммунитет у ребенка, которые можно назначать без изучения иммунного статуса. Это так называемые растительные адаптогены. К ним относятся препараты на основе эхинацеи, женьшеня, элеутерококка, корня солодки, лимонника, родиолы розовой. Используемые в профилактических целях, они способствуют укреплению иммунитета у детей. Естественно, подбирать препарат, схему профилактического курса и дозировку должен врач. Так как повышение дозировки препаратов может приводить к обратному результату – угнетению иммунной системы. Детям, которые в течение года часто болели отитами, ангинами, бронхитами, стоит пропить профилактический курс препаратов, защищающих от стафилококков, стрептококков, гемофильной палочки и клебсиеллы. Наиболее распространенные препараты этой серии – «Рибомунил», «Бронхомунал» и «ИРС19″. Основа их действия – стимуляция иммунитета через предоставление организму «информации» о возможном бактериальном возбудителе. Кроме того, для профилактики простудных заболеваний очень полезно приучить ребенка к бактерицидному питью – отвар ромашки, календулы, зверобоя или дать малышу специальный детский чай (из шиповника, мяты, ромашки). После еды такой чай или настой смывает остатки пищи с миндалин и бактерицидно воздействует на слизистые. Шаг пятый. Лечебная гимнастика Специальные приемы лечебной гимнастики способны надежно защитить ребенка от простудных заболеваний, тем самым укрепить иммунитет у ребенка. Освоить простейшие упражнения под силу даже полуторагодовалому карапузу. Когда малыш чистит зубы или умывается, попросите его достать кончиком языка до подбородка и подержать его так от 3 до 10 секунд. Такая поза напряжения языка и дужек глотки улучшает кровоток, лимфоток, глотка санируется, эвакуируются застойные слизи и казеозные пробки – плацдарм, на который садятся «нежелательные» гости, вызывая ангины и другие проблемы. Очень полезно разминать каждое утро шею. Медленными вращениями головы вправо и влево. Это упражнение действует на заушные лимфатические железы и защищает их от воспаления. Научите малыша мягко поколачивать себя по грудной клетке на выдохе руками, сложенными в кулачки, со звуками «а», «о», «у». Такой самомассаж грудной клетки развивает естественные защитные силы бронхолегочной системы.


Тяжелая гипотрофия требует строго индивидуального подхода к больному. При прогрессирующем снижении массы тела общий массаж и гимнастика противопоказаны. Однако такие элементы лечебной физической культуры, как широкая аэрация помещений, частые перемены положения тела ребенка, прогулки, рациональный гигиенический режим, являются обязательными компонентами комплексной терапии. Назначать общий лечебный массаж и гимнастику можно только после того, как удастся добиться нарастания массы тела. Общая нагрузка должна быть минимальной. Из приемов массажа применяют только легкое поглаживание. Следует избегать применения физических упражнений, вовлекающих в работу большие мышечные группы. В комплекс лечебной гимнастики вводят рефлекторные упражнения. Применение пассивных и активных физических упражнений значительно ограничено в связи с выраженным мышечным гипертонусом и тяжестью общего заболевания. Учитывая резкое снижение иммунитета, следует строго соблюдать все правила проведения лечебного, массажа. Недопустимо полное обнажение ребенка при проведении массажа. Открывать следует только массируемую область. Общая продолжительность гимнастики и массажа не должна превышать 5—7 мин. По мере того как нарастает масса тела и улучшается общее состояние ребенка, можно постепенно увеличивать общую физическую нагрузку. Методику лечебной гимнастики необходимо индивидуализировать в зависимости от физического развития ребенка, его общего состояния, особенностей течения основного и интеркуррентных заболеваний. Когда масса тела ребенка приближается к норме и значительно улучшается его состояние, общую нагрузку увеличивают за счет включения новых упражнений, увеличения числа повторений, продолжительности всего занятия. К этому времени обычно нормализуется нарушенная болезнью терморегуляция. Это позволяет смелее обнажать ребенка на время занятий, что является одним из методов закаливания. В зависимости от особенностей заболевания методику лечебной гимнастики следует приспосабливать к данному случаю. Так, если у ребенка, страдающего гипотрофией, отмечается расхождение прямых мышц живота или расширение пупочного кольца, то следует больше внимания уделять укреплению мышц брюшной стенки. При этом необходимо строго соблюдать принцип постепенности, последовательности. При заболевании опорно-двигательного аппарата врожденного или приобретенного характера, протекающем на фоне гипотрофии и требующем применения массажа и лечебной гимнастики, значительно удлиняется подготовительный период лечения. Общую физическую нагрузку следует увеличивать постепенно и осторожно. При проведении занятия необходимо учитывать, что дети, страдающие гипотрофией, быстро утомляются, очень легко переохлаждаются. Такие дети особенно нуждаются в мягком, бережном отношении. При проявлении у ребенка отрицательных эмоций необходимо устранить их причину и переключить внимание больного.


По словам тайваньских иммунологов, дети, которые страдают астмой, благодаря плаванию могут регулировать все признаки этой болезни. По мнению врачей, в борьбе с расстройствами дыхательной системы была доказана эффективность. В исследовании принимали участие две группы детей. Одна из групп детей 6 недель занимались плаванием по специальной программе. Другая группа была контрольной. В первой группе отмечались улучшения состояния детей. Педиатры отмечали снижение тяжести астмы, не было хрипов, дети избавились от деформаций грудной клетки. По словам врачей, для детей, страдающих астмой это один из самых безопасных видов спорта. Помимо этого, плавание способствует физическому и психологическому развитию детей. Хорошие результаты наблюдаются уже спустя год таких занятий. Дети становятся здоровее, стремящиеся к новым достижениям. Со временем у детей улучшается самочувствие, настроение. По словам врачей, детям необходимо заниматься спортом еще с раннего возраста.


Стабилизация активности ревматического процесса или наметившаяся тенденция к стиханию активности позволяют расширить лечебно-двигательный режим. В этот период общее состояние больных улучшается, снижается температура тела. Границы сердца сокращаются, хотя и остаются еще несколько расширенными. На электрокардиограмме намечается положительная динамика. В зависимости от возраста больной повторяет упражнение 3— 5 раз. Обычно к этому времени больных переводят на постельный режим. Такой режим позволяет им, не вставая с постели, принимать пищу за прикроватным столиком, читать, рисовать, лепить, работать с конструктором. Можно организовать и ряд других педагогических процессов, не поднимая ребенка с постели. Сроки назначения больным с пороком сердца лечебной гимнастики строго индивидуальны. Как правило, дети с недостаточностью митрального клапана начинают заниматься раньше, а больные с сочетанными и комбинированными пороками — позже. Соответственно решается вопрос о расширении двигательного режима и занятий лечебной гимнастикой у больных без порока сердца. Когда общее состояние ребенка становится удовлетворительным, температура тела нормализуется, границы сердца приближаются к нормальным, а динамика лабораторных исследований показывает отчетливое стихание активности ревматического процесса, больных переводят на полупостельный режим. Больным при переводе на полупостельный режим разрешается вставать с постели для приема пищи за общим столом, пользоваться туалетом. В начальном периоде полупостельного двигательного режима дети большую часть времени проводят в постели. Через 1—2 нед после перевода больного на полупостельный режим при благотельных прогулок в саду. Рекомендуется следить, чтобы на прогулке большую часть времени дети проводили сидя. На этом режиме больные находятся 2—4 нед. Расширенный тонизирующий двигательный режим назначается при стойком улучшении общего состояния, после того как границы сердца полностью нормализовались, тоны сердца стали громкими, отчетливыми, частота сердечных сокращений и уровень артериального давления также нормализовались. Лабораторные исследования в этот период обычно указывают на незначительную активность ревматического процесса. При переводе на расширенный тонизирующий режим больным разрешается все время проводить вне постели. Обязательным является лишь послеобеденный отдых в постели. Больным разрешаются ходьба по палате, прогулка в саду, малоподвижные игры (главным образом из исходного положения сидя). Дети в этом периоде принимают участие в трудовых процессах. Они самостоятельно убирают свои постели, помогают в оформлении праздников, оказывают посильную помощь медицинскому персоналу в уходе за тяжелобольными детьми и т. д.


В раннем возрасте, где одной из задач физического воспитания является воспитание точности и высокого качества двигательного навыка, большое значение приобретают пассивные гимнастические упражнения. В период, когда точность активного движения не мо­жет быть сохранена, пассивные упражнения дают возможность создать модель обратной связи, обеспе­чивая поток импульсов со стороны периферической части двигательного анализатора и построение рефлек­торного двигательного кольца. При неоднократном повторении в ходе регулярных занятий гимнастикой закрепляются в виде условного рефлекса сочетанные раздражения тактильных, кожно-мышечных, зрительных и слуховых рецепторов. В дальнейшем, при разви­тии активных движений, осуществляемых на корковом уровне, сохраняется закрепленный ранее механизм включения периферических элементов двигательного навыка. Такой физиологический механизм освоения движения и принцип обучения движениям с использо­ванием этого механизма получает применение не только в системе физического воспитания здорового ребенка, но в особенности при лечебной физкультуре. Пассивные гимнастические упражнения позволяют наи­более эффективно использовать возможности освоения утраченных или ослабленных двигательных навыков, когда другие способы обучения неприемлемы. В состав комплексов гимнастических упражнений и массажа для занятий с больными детьми раннего возраста пассивные упражнения включаются в соот­ветствии с медицинскими показаниями. При заболе­ваниях,   сопровождающихся   снижением    мышечного тонуса, возможно, при показаниях, и более раннее их применение, и, наоборот, при задержке развития и сохранении повышенного тонуса мускулатуры назна­чение пассивных гимнастических упражнений противо­показано. Рефлекторные гимнастические уп­ражнения. Этот вид гимнастических упражнений стоит несколько обособленно в классификации средств лечебной физической культуры. Рефлекторными при­нято называть гимнастические упражнения, в основе которых лежит использование врожденных двигатель­ных рефлекторных реакций. Гимнастические упражне­ния применяются в физическом воспитании детей ран­него возраста в период, когда безусловные двигатель­ные рефлексы не угасли — преимущественно впервые 3—5 месяцев. При использовании рефлекторных двигательных реакций в рамках соответствующих гимнастических упражнений обыч­но применимы лишь такие, при которых на тактиль­ное раздражение определенных участков кожи ребе­нок дает всегда стереотипную двигательную реакцию. Это позволяет точно учесть характер  мышечной работы, при выполнении гимнастического упражнения.


Причиной, приводящей к быстрому утомлению, может быть неправильная организация деятельности детей. Они должны иметь возможность играть или заниматься еще чем-либо (наблюдать за окружающим, рассматривать картинки, лепить и т. п.) всегда, когда не заняты другими процессами — кормлением, умыванием, одеванием. Нельзя допускать бездеятельности детей, так как это прежде всего не способствует их развитию. Кроме того, частая бездеятельность, как правило, ведет к повышенной возбудимости детей и является причиной вспышек раздражительности. При организации деятельности детей очень важно создать благоприятные внешние условия, в которых она протекает. Различные физические факторы окружающей среды оказывают большое влияние на работоспособность детей. К таким факторам относится прежде всего температура помещения, чистота воздуха, акустика, освещение. В душной комнате с высокой температурой воздуха утомление детей наступает скорее. Особенно неблагоприятно и быстро ведет к утомлению обилие резких акустических раздражений и длительный хаос звуков (шум) в детском помещении. Имеет также значение общая ситуация во время игр и занятий детей. Если в помещение группы часто входят посторонние люди, если взрослые в присутствии детей много и громко разговаривают между собой, а воспитательницу во время работы отвлекают, тем самым нарушая ее общение с детьми, то все это неблагоприятно отражается на их поведении, приводя к повышенной раздражительности. Дети первых 3 лет жизни не могут долго заниматься одним и тем же и нормально реагировать на сильные внешние раздражители. Но заниматься чем-либо одним, даже если занятия интересны, он может примерно около 20—25 минут соответственно выносливости его нервных клеток коры. Давно подмечено, что ребенок может быть целый день в движении и не устает, а если мать ведет его за руку в одном направлении, быстро устает и просит взять его на руки. Такое противоречие в поведении ребенка объясняется тем, что, бегая свободно, он многократно меняет характер своих движений: то присядет, то остановится, то подпрыгнет, идет то влево, то вправо и т. д., вследствие чего происходит смена не только работающих мышц, но и соответствующих участков мозга и утомления не наступает. Если же ребенка ведут за руку, он вынужден делать однообразные движения и, следовательно, работают длительное время одни и те же мышцы, один и тот же участок мозга, а это приводит к утомлению. Сам ребенок не всегда может понять свое состояние и переменить положение — за этим должны следить взрослые. Непрерывное действие одного и того же раздражителя или однообразные движения, длительная деятельность одного и того же анализатора вследствие малой выносливости нервных клеток ведут к утомлению. Однообразие обстановки, постоянное наличие одних и тех же игрушек, пособий в пользовании детей также являются причиной нарушения возбудимости их нервной системы: вследствие отсутствия разнообразия не обеспечивается активное деятельное состояние коры. Особенно отрицательно это отражается на детях, находящихся в круглосуточных группах или домах ребенка. Для внесения разнообразия в жизнь таких детей широко должна использоваться прогулка. Наряду с организацией самостоятельной деятельности детей большое значение в их воспитании имеют специальные занятия. Как известно, занятия являются наиболее эффективной формой обучения.


Ожирение — распространенное заболевание обмена веществ. Оно характеризуется избыточным отложением жира в организме. К первичному ожирению относятся конституционно-экзогенное и алиментарное, к вторичному — церебральное и эндокринное. Конституционно-экзогенная форма ожирения является наследственной, проявляется с раннего возраста, быстро прогрессирует. В наиболее тяжелых случаях может развиться вторичный диэнцефальный синдром. В развитии конституционно-экзогенного ожирения, помимо наследственной предрасположенности, важное значение имеет переедание, употребление чрезмерного количества жиров, углеводов и недостаток двигательной активности. При ожирении II степени и более высоких наблюдаются изменения со стороны кардиореспираторной системы, печени, желчевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, эндокринной и центральной нервной систем. Значительно снижаются функциональные возможности организма и физическая работоспособность, снижается сопротивляемость вредным воздействиям. Дети с ожирением, как правило, «угрожаемы» по диабету. Прогрессирование ожирения сопровождается нарастанием нарушений основных систем организма. Функциональные изменения переходят в изменения перечисленных систем и органов. Лечение ожирения может быть успешным только при выборе комплекса средства и методов. Важным значением в лечении ожирения является рациональное питание с ограничением в рационе жиров и углеводов. Необходимым условием успешного лечения является определение правильного режима двигательной активности. Лечебная физическая культура в комплексном лечении ожирения имеет важное значение, являясь патогенетическим методом. Основными формами лечебной физической культуры являются: лечебная гимнастика, гигиеническая гимнастика, прогулки, дозированная ходьба и дозированный бег, плавание, туризм, спортивные игры и др. Механизм действия физических упражнений при ожирении основан на увеличении энерготрат, восстановлении нарушенного обмена, нормализации функций кардиореспираторной и других систем, постепенной адаптации организма к нарастающим физическим нагрузкам. Основными задачами лечебной физической культуры являются: снижение жировой массы; улучшение функций кардиореспираторной и других систем организма; повышение адаптации к возрастающей двигательной активности; увеличение физической работоспособности; повышение общего тонуса организма; увеличение общей сопротивляемости организма.


Занятия лечебной гимнастикой в кабинете лечебной физкультуры должны проводиться не менее трех раз в неделю. Лечебная гимнастика выполняется из различных исходных положений: лежа на коврике, сидя на стуле или скамейке, стоя. Рекомендуются физические упражнения с максимальным объемом движений в конечностях. Первое время следует избегать силовых напряжений. Особое внимание необходимо обращать на постановку правильного дыхания. В занятиях целесообразно чаще использовать медицинболы (разной массы) и другие снаряды. При хорошей переносимости физических нагрузок в занятия можно чаще включать бег, чередуя его с ходьбой. При жалобах на сильные боли в мышцах, головные боли, неприятные ощущения со стороны сердца нагрузку необходимо снизить — включать больше дыхательных упражнений. Весь курс лечения в условиях детской поликлиники включает три периода: вводный (5—6 занятий), основной (до 50 занятий) и заключительный (4—5 занятий). Сахарный диабет, или сахарное мочеизнурение, заболевание со сложным нейроэндокринным патогенезом, основное место в котором занимает недостаточная продукция инсулина, выделяемого поджелудочной железой, что приводит к нарушению многих видов обмена веществ и главным образом углеводного. Чаще болеют дети в возрасте 6—13 лет, но диабетом могут болеть дети всех возрастов. Многие авторы считают, что сахарный диабет особенно часто встречается в период усиленного роста детей. Основными методами лечения сахарного диабета являются соответствующее физиологическим нормам питание и инсулинотерапия. В комплекс лечебных мероприятий определенное место должно отводиться лечебной физической культуре. Установлено, что в патогенезе диабета большую роль играют функциональные нарушения в коре головного мозга, в центрах гипоталамической области. Углеводный обмен находится под воздействием гормонов поджелудочной железы, надпочечников, гипофиза, щитовидной железы, но не автономно, а также под регулирующим влиянием центральной нервной системы. Лечебная физическая культура в комплексе с другими лечебными мероприятиями может оказывать влияние на ход нервных регуляций, повышать тонус нервной системы и тем самым способствовать нормализации нарушенных и извращенных функций. Лечебная физическая культура у детей, больных диабетом, является важным компонентом двигательного режима. Под влиянием занятий физическими упражнениями усиливается усвоение и потребление сахара мышцами, повышается активность ферментов, накапливаются щелочные резервы крови, что может содействовать снижению сахара в крови и повышению толерантности организма к углеводам. Лечебная физическая культура показана больным при удовлетворительном общем состоянии, нормальной упитанности, выраженных клинических тенденциях к улучшению течения болезненного процесса. Противопоказаниями являются все тяжелые формы диабета, сопровождающиеся сильным истощением, быстрой утомляемостью, выраженными нарушениями в различных системах и органах. Безусловными противопоказаниями к применению физических упражнений являются признаки развивающейся диабетической комы (рвота, беспокойное состояние больного, резкое учащение пульса, падение артериального давления и др.). В условиях стационара занятия лечебной гимнастикой строятся по обычно принятой методике повышения нагрузки, но особое внимание обращается на постепенность вовлечения больного в работу. Общая продолжительность занятия обычно не превышает 15—20 мин и может быть доведена до 30 мин в конце курса лечения. Физические упражнения подбираются с расчетом вовлечения в движения всех основных мышечных, групп, — эти упражнения должны сочетаться с дыхательными.


В настоящее время более 70% детей дошкольного возраста имеют ослабленный иммунитет, особенно это касается городских жителей. Существует множество естественных способов укрепления иммунитета у детей, но большинству маленьких горожан не обойтись без дополнительных медикаментозных средств. При этом многие родители задумываются о необходимости укреплять иммунитет осенью, как только ребенок начинает болеть. Это одно из самых распространенных заблуждений: укрепление иммунитета происходит не мгновенно. Для того чтобы создать мощный барьер против инфекций, организму требуется около 2-х месяцев. Поэтому самое подходящее время для укрепления иммунитета – лето. Путь к крепкому здоровью не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Предлагаем вам пять основных шагов, которые приведут к заветной цели – сильному иммунитету и крепкому здоровью. Шаг первый. Диспансеризация Если в течение года ребенок часто болел, летом необходимо показать малыша педиатру, гастроэнтерологу, иммунологу, ЛОРу и стоматологу. Предварительно можно сдать анализы, которые помогут установить причину ослабленного иммунитета: кал на дисбактериоз, кровь на иммунный и интерфероновый статус. В зависимости от клинической картины простуд врач может посоветовать сдать специальные анализы, например, исследования на обнаружение микоплазмы и пневмоцисты при упорном кашле (кровь, мазки из зева), мазок из зева при хронических тонзиллитах. Особое внимание следует уделить хроническим заболеваниям. Если малыш страдает каким-либо хроническим заболеванием, это, конечно же, влияет на защитные функции организма и может стать причиной частых простуд. Хронические гаймориты, тонзиллиты, аденоиды, атипические инфекции, вызванные такими возбудителями, как микоплазма, пневмоциста, хламидии, глисты – все это влияет на иммунитет ребенка. Даже такой «пустяк», как кариозные зубы, может стать причиной ослабления иммунитета и провоцировать регулярные простудные заболевания. В общем, если благодаря всестороннему обследованию удастся найти очаг хронической инфекции и ликвидировать его, то в следующем году чадо не будет так часто болеть. Шаг второй. Внимание на кишечник Большое значение для общего иммунитета имеет состояние кишечника. Кишечник выполняет иммуногенную функцию, которая заключается в стимуляции синтеза иммуноглобулина и иммунокомпетентных клеток. Большинство полезных веществ, поступающих в организм вместе с пищей, всасывается именно в кишечнике. Там же в нем проживает огромное количество (несколько миллиардов) иммунокомпетентных лимфоидных клеток, постоянно ведущих борьбу за наше здоровье. Зашлакованный кишечник является непреодолимым препятствием для полезных веществ, содержащихся в пище, витаминов и лекарств. Так что его состояние напрямую связано с общим состоянием здоровья. Чтобы кишечник был в норме, старайтесь, чтобы ребенок пил больше минеральной воды без газов, кисломолочных продуктов и употреблял пищу, богатую клетчаткой. В более сложных случаях, когда причиной кишечного нездоровья является дисбактериоз, необходимо сделать специальный анализ, который покажет, каких именно бактерий не хватает малышу, и провести соответствующий курс лечения. Для повышения иммунитета у ребенка со стороны кишечника летом полезно пропить месячный профилактический курс отвара овса. Крохе от 6 месяцев до 1 года назначают по 1 чайной ложке, с года – по 1 столовой ложке, с 2 до 5 лет – 2 столовые ложки, после 5 лет – 100 мл в день. Овсяный отвар готовится так: полстакана промытого овса (не овсяной крупы!) заливать вечером 1,5 литрами фильтрованной воды в эмалированной посуде. Утром кипятим 1,5 часа в кастрюле с закрытой крышкой на медленном огне. Таким образом все термостойкие витамины группы В, содержащиеся в шелухе, выпариваясь, экстрагируются в воду. Затем, когда отвар остынет, его нужно процедить и хорошенько отжать. Отвар можно готовить на два дня и хранить в холодильнике. Давать овсяный отвар ребенку нужно перед едой. Вкус у этого «лекарства» приятный и малыш вряд ли будет скандалить. Но не забывайте, что овес слабит, разжижает стул. Поэтому посоветуйтесь со своим педиатром, возможно, он подберет индивидуальный вариант дозировки. Шаг третий. Витамины здоровья Активными стимуляторами иммунитета у детей являются антиоксиданты. Они восстанавливают стабильность молекул, клеток и тканей, останавливают процессы окисления и таким образом защищают организм от болезней. К антиоксидантам относятся витамины С, Е, бета-каротин, глютатион-6, селен, цинк, медь, марганец и аминокислота L-цистеин. Этими веществами богаты зерновые культуры, бобовые, свежие овощи и фрукты, а также растительные масла. Но, к сожалению, неблагоприятная экологическая обстановка, использование различных удобрений, некачественная вода, термическая обработка пищи и прочие достижения цивилизации приводят к тому, что натуральные продукты не способны обеспечить суточную потребность человека во всех необходимых витаминах и минеральных веществах. Поэтому даже летом, когда в избытке свежих овощей и фруктов, не стоит отказываться от поливитаминных комплексов. Они имеют практически одинаковый состав и отличаются друг от друга лишь формой выпуска и присутствием различных вкусовых и ароматических добавок. Шаг четвертый. Иммуноукрепляющие препараты Существует множество препаратов, укрепляющих и моделирующих иммунитет у ребенка, которые можно назначать без изучения иммунного статуса. Это так называемые растительные адаптогены. К ним относятся препараты на основе эхинацеи, женьшеня, элеутерококка, корня солодки, лимонника, родиолы розовой. Используемые в профилактических целях, они способствуют укреплению иммунитета у детей. Естественно, подбирать препарат, схему профилактического курса и дозировку должен врач. Так как повышение дозировки препаратов может приводить к обратному результату – угнетению иммунной системы. Детям, которые в течение года часто болели отитами, ангинами, бронхитами, стоит пропить профилактический курс препаратов, защищающих от стафилококков, стрептококков, гемофильной палочки и клебсиеллы. Наиболее распространенные препараты этой серии – «Рибомунил», «Бронхомунал» и «ИРС19″. Основа их действия – стимуляция иммунитета через предоставление организму «информации» о возможном бактериальном возбудителе. Кроме того, для профилактики простудных заболеваний очень полезно приучить ребенка к бактерицидному питью – отвар ромашки, календулы, зверобоя или дать малышу специальный детский чай (из шиповника, мяты, ромашки). После еды такой чай или настой смывает остатки пищи с миндалин и бактерицидно воздействует на слизистые. Шаг пятый. Лечебная гимнастика Специальные приемы лечебной гимнастики способны надежно защитить ребенка от простудных заболеваний, тем самым укрепить иммунитет у ребенка. Освоить простейшие упражнения под силу даже полуторагодовалому карапузу. Когда малыш чистит зубы или умывается, попросите его достать кончиком языка до подбородка и подержать его так от 3 до 10 секунд. Такая поза напряжения языка и дужек глотки улучшает кровоток, лимфоток, глотка санируется, эвакуируются застойные слизи и казеозные пробки – плацдарм, на который садятся «нежелательные» гости, вызывая ангины и другие проблемы. Очень полезно разминать каждое утро шею. Медленными вращениями головы вправо и влево. Это упражнение действует на заушные лимфатические железы и защищает их от воспаления. Научите малыша мягко поколачивать себя по грудной клетке на выдохе руками, сложенными в кулачки, со звуками «а», «о», «у». Такой самомассаж грудной клетки развивает естественные защитные силы бронхолегочной системы.


Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика