Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Лечебная гимнастика для детей

15.03.14 | Категория: Физическое воспитание

При массаже левой мышцы голова ребенка повернута влево, при массаже правой мышцы — вправо. Ребенок не должен ощущать боля. Если он чувствует сильную боль и мышцы напрягаются, то массировать нельзя, так как при массаже мышцы должны быть расслаблены. Одновременно проводят более энергичные приемы массажа здоровой грудино-ключично-сосцевидной мышцы, верхней части трапециевидной мышцы и мышц затылочной области, а при асимметрии лица — мышц половины лица, отстающей в росте. Курс массажа назначается индивидуально. В среднем он состоит из 30 сеансов, а между курсами делается перерыв на 1—2 нед. Лечебную гимнастику проводят 3—4 раза в день по 5— 10 мин. Все упражнения выполняют плавно, так, чтобы ребенок не чувствовал боли. После соответствующего инструктажа занятия с ребенком могут быть доверены матери. Лечебная гимнастика состоит из специальных упражнений, проводящихся в сочетании с общеукрепляющими, к которым относятся рефлекторные, пассивные и активные упражнения, соответствующие возрасту и физическому развитию ребенка. В течение 2—3 мес после рождения ребенка специальные упражнения применяются в основном в форме рефлекторных упражнений и пассивных движений. Рефлекторные упражнения — разгибание спины и отведение головы назад при проведении пальцами вдоль позвоночника — проводят в положении ребенка на боку. По мере роста ребенка вводят специальные активные движения. Первые активные упражнения возможны с того времени когда ребенок начнет держать голову и научится сидеть. Лечебная гимнастика в этот период проводится в положении сидя. На фоне общеукрепляющей гимнастики должно доминировать упражнение, при котором голову ребенка обхватывают обеими руками, наклоняют в сторону, противоположную поражению, поворачивают в сторону пораженной мышцы и разгибают. Существенным моментом при проведении занятий является удержание надплечья пораженной стороны в правильном положении. У большинства больных своевременно начатое консервативное лечение приводит, как правило, к полному извлечению на первом году жизни. Однако всегда надо помнить о том, что родителями могут быть приняты за излечение кривошеи первые успехи лечения или физиологическое активное держание головы в 2—3-месячном возрасте и что они часто в этих случаях могут самовольно прекратить лечение. При тяжелых формах деформации  консервативное лечение следует продолжать и в течение 2—3-го года жизни, если изменения пораженной одышки и наклон головы постепенно уменьшаются.
(голосов:19)
Похожие статьи:
Попытка достать игрушку способствует развитию ползания или поворотов туловища у ребенка, лежащего на животе. Игрушки могут быть использованы для стимуляции активных движений руки и т. д. Первые активные движения ребенка связаны как с внешними раздражителями, так и с реакцией на положение тела в пространстве. На втором месяце жизни появляются движения головы, ребенок в положении на животе может поднимать и некоторое время удерживать голову. Умение удерживать голову от свисания появляется на первом месяце жизни. В возрасте 3 месяцев ребенок уже не только поднимает голову и удерживает ее в положении лежа на животе, но и поднимает плечевой пояс, опираясь на предплечья. Активные движения головы и туловища, связанные с удержанием головы в определенном положении, широко используются в упражнениях для детей раннего возраста, начиная со 2-го месяца жизни. Техника выполнения этих упражнений связана с умением придать ребенку правильную позу, стимулирующую движения в определенных группах мышц.  Упражнение проводится с детьми, активно поднимающими и удерживающими голову в положении лежа на животе. При пассивности ребенка, свешивании головы упражнение не проводится. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы его руки находились перед грудной клеткой. Голова слегка повернута в сторону. В таком положении ребенок поднимает и удерживает в поднятом состоянии голову. При выполнении упражнения работают разгибатели спины. Назначение упражнения возможно начиная со 2-го месяца жизни. Усиление нагрузки может быть достигнуто при выполнении такого же движения на уменьшенной площади опоры.

Группы формируются по степени выраженности сколиоза, возрасту и полу (с 5-го класса). По возрасту группы подразделяются па дошкольную (с 5 до 7 лет), младшую школьную (1—4-й класс) и старшую школьную. Детей до 5 лет группировать нельзя, так как гимнастические упражнения сложны по выполнению и координации движений; чтобы маленькие дети правильно выполняли их, необходимо заниматься с ними индивидуально. Групповые занятия проводятся 3 раза в неделю по 45— 50 мин для детей школьного возраста и по 35—40 мин для детей дошкольного возраста. Необходимо, чтобы в остальные дни дети занимались лечебной гимнастикой самостоятельна дома. Основные виды лечебной гимнастики. Имеются сторонники симметричных и асимметричных упражнений, однако нет доказательных данных относительно преимущества тех или иных систем. В разработке комплексов лечебной гимнастики следует руководствоваться клиническими данными, характером сколиотической деформации и торсией. Для этого используются упражнения в балансировании; упражнения, выполняемые на жестком валике, подложенном под выпуклую сторону сколиотической дуги, с поднятием наверх свободной руки. Большое место должны занимать упражнения в положении, разгружающем позвоночник — лежа, стоя на четвереньках. Основная задача корригирующей гимнастики — создание крепкого мышечного корсета, т. е. укрепление мышц, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и тем улучшают условия для более правильного и равномерного роста тел позвонков, укрепление мышц спины (разгибатели), брюшного пресса пояса и верхних конечностей. Одновременно ставится задача — выработать у ребенка правильную осанку, чтобы статическая нагрузка на позвоночник распределялась равномерно, и тем создать более благоприятные условия для роста позвонков в высоту. Корригирующие упражнения, специально подобранные для данного больного, должны укреплять те группы мышц, которые более ослаблены. Все это косвенно благоприятно влияет на лечение сколиозов. Корригирующие упражнения по форме выполнения подразделяются на симметричные, асимметричные, деторсионные. При выполнении упражнений ни в коем случае нельзя увеличивать образовавшиеся патологические отклонения, «разбалтывать» позвоночник (не увеличивать его гибкость), а укреплением мышц способствовать иммобилизации позвоночника. Выполнять корригирующие упражнения следует в тех исходных положениях, когда позвоночник максимально разгружен от статической нагрузки. При выполнении симметричных упражнений мышцы обеих половин тела сокращаются неравномерно. Чтобы максимально приблизить позвоночник к прямой линии, более ослабленные и растянутые мышцы должны сократиться больше, а укороченные — меньше. Следовательно, тренировка мышц при выполнении этих, упражнений должна быть неодинаковой. Симметричные упражнения можно применять при сколиозах различной этиологии, формы и степени выраженности. При правильном выполнении корригирующих симметричных упражнений имеющиеся дефекты не увеличиваются. При выполнении симметричных корригирующих упражнений происходит тренировка преимущественно мышц спины (разгибателей). Выполняются упражнения главным образам в исходном положении лежа на спине, разгрузочном для позвоночника, но резко нагрузочном для сердца.

Нагрузка при выполнении упражнения может регулироваться положением рук методиста — чем ближе к груди расположены поддерживающие руки, тем меньше напряжение мышц, чем ближе к тазу — тем нагрузка больше. Во втором полугодии при нормальном психомоторном развитии ребенка в занятии лечебной физкультурой может включаться упражнение по приподниманию тела из положения лежа на животе при поддержке за руки или плечи. Это упражнение с различной степенью поддержки и, следовательно, облегчения включается в занятия при необходимости стимулирования перехода из положения лежа в положение стоя. Наиболее легкий вариант упражнения — ребенок лежит на животе, ногами к методисту (инструктору), ладони под грудью, плечи вдоль туловища. Методист, охватывая руками плечи ребенка и прижимая их к туловищу, слегка приподнимает туловище ребенка над опорой, в ответ на это ребенок приподнимает и отводит назад голову, вслед за движением плеч переходит в положение стоя на коленях, а затем и встает. В выполнении упражнения принимают участие мышцы плечевого пояса, разгибатели спины, мышцы брюшного пресса и нижних конечностей. Усложнение упражнения и увеличение нагрузки достигается поддержкой за слегка отведенные в стороны руки. Ребенку, находящемуся в том же положении, дают ухватиться за указательные пальцы рук методиста, страхуя всеми остальными пальцами кисти ребенка. Слегка приподнимая руки над опорой по направлению вверх и назад, стимулируют приподнимание головы и туловища так, чтобы голова и туловище все время находились в плоскости рук. Этот вариант упражнения противопоказан при пассивности ребенка, так как может легко привести к переразгибанию и растяжению плечевых суставов.

Сгибание в тазобедренных суставах производят за счет изменения положения корпуса при фиксированных нижних конечностях. Эти активные движения позволяют сохранить функцию тазобедренных суставов, поддерживают тонус мышечного аппарата и улучшают крово- и лимфообращение в окружающих тканях. Лечебная гимнастика проводится в положении лежа. Тренировка опорной функции начинается в положении лежа, затем в положении сидя, стоя и во время ходьбы. Активное отведение бедра, сначала из положения лежа на спине, затем из положения лежа на боку. Пассивное, а затем активное разгибание бедра из положения лежа на животе. Одновременно с лечебной гимнастикой проводят лечебный массаж для укрепления мышц спины, брюшного пресса и ягодичной области. Целью лечебной физической культуры в этот период является общее укрепление организма, улучшение кровообращения в ягодичных мышцах, обучение расслаблению мышц, растяжение контрагированных сгибателей и приводящих мышц бедра, совершенствование координационных движений. Для увеличения запаса двигательных навыков и улучшения координации движений ребенка нужно обучить правильному и четкому выполнению упражнений и изолированному сокращению и расслаблению мышц, а также четкому выполнению именно тех упражнений, которые будут необходимы ему после операции, например, сгибанию и максимальному отведению нижней конечности с спорой на скользкой плоскости. Если операции предшествует скелетное вытяжение, следует применять общеукрепляющую гимнастику с большим количеством дыхательных упражнений. Занятия лечебной гимнастикой проводят в медленном темпе из исходного положения лежа на спине, боку, животе, стоя, сидя. Упражнения для обучения расслаблению мышц: исходное положение стоя, сидя или лежа, руки вперед — последовательное сокращение и расслабление мышц кисти, предплечья, плеча; исходное положение лежа на спине — поднять ноги вверх, расслабить мышцы нижних конечностей, при полном расслаблении мышц ноги падают; контроль за умением расслаблять мышцы проводится при выполнении пассивных упражнений. Упражнения для обучения  лечебной гимнастике: исходное положение лежа на спине, сгибание больной йоги в коленном и тазобедренном суставах при скольжении стопы по плоскости; исходное положение лежа на спине, отведение выпрямленной больной ноги в сторону при скольжении стопы по плоскости.

Этапные гипсовые повязки накладывают после возможного выведения стопы в положение коррекции. Повязку меняют через 7 дней. В среднем для выведения стопы из порочного положения требуется 10—15 перевязок. Затем стопу выводят в положение гпперкоррекции по отношению к варусу и эквинусу. В период фиксации стопы в правильном положении происходит трансформация ее скелета и перестройка мягких тканей, а нагрузка на корригированную стопу способствует формированию ее скелета и нормальных взаимоотношений мышц. В этот период лечения одновременно с ношением съемных шин назначают теплые ванны, массаж и лечебную гимнастику. Массаж и лечебная гимнастика направлены на укрепление перонеальной группы мышц и растягивание пяточного (ахиллова) сухожилия. Это достигается использованием всех приемов лечебного массажа мышц передней и наружной поверхностей голени, что обеспечивает повышение их тонуса; по внутренней и задней поверхности проводят поглаживание и вибрацию, вызывающие расслабление мышц. При массаже стопы используют приемы поглаживания и растирание. Лечебная гимнастика используется в виде пассивных и активных упражнений. Пассивно производят пронацию стопы и отведение ее переднего отдела. Одновременно ребенка обучают самостоятельному удерживанию стопы в этом положении. Детям более старшего возраста назначают упражнения с активным  удержанием стопы в заданном положении. Кроме того, подбором специальных упражнений необходимо тренировать опору на всю стопу при ходьбе и приседаниях. В специальные упражнения включены ходьба с отведением переднего отдела стопы кнаружи, лазание по лестнице, хождение на пятках. Необходимо помнить, что недостаточно полная коррекция приводит к рецидиву, поэтому в процессе лечения врожденной косолапости максимально должны быть использованы такие методы физиотерапии, как тепловые процедуры, электростимуляция малоберцовых мышц, электрофорез. После окончания курса лечения шинами для предупреждения рецидива ребенок длительное время должен пользоваться ботинками со шнуровкой и соответственно увеличенным каблуком — пронатором. В этот период ребенка обучают правильной походке с нагрузкой на всю подошвенную поверхность стопы, правильному разведению передних отделов стоп и «перекату». При безуспешном консервативном лечении врожденной косолапости детям показано оперативное лечение, проводящееся на мягких тканях или на костном скелете. Иногда производятся комбинированные виды операций. Стойкие рецидивы отдельных компонентов косолапости также служат показанием к оперативному лечению. Длительное консервативное лечение у детей нецелесообразно, так как ходьба на искривленных стопах ведет к формированию стойких нервно-рефлекторных связей. У больных вырабатывается патологическая походка, ухудшается состояние мышц, находящихся в функционально невыгодном положении. Специальная лечебная гимнастика после операции должна проводиться на фоне общеукрепляющей гимнастики комплекс которой назначается в зависимости от возраста детей. Целью специальных упражнений является развитие движений в стопе, ограниченных после операции, развитие навыков правильной опоры стопы. В лечебной гимнастике используются ходьба с должной установкой стоп, бег, лазание, поскоки и другие упражнения.

Комментарии к статье Лечебная гимнастика для детей :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика