Главная Обратная связь RSS
Логин:  
Пароль:
Новости Здоровье ребенка Физическое воспитание Развитие и речь Дом и семья Безопасность детей Беременность и женщина
Навигация по сайту

Познакомьте ребенка с весной

01.02.14 | Категория: Детский отдых

ВеснаМногие дети уже в 2-3-х летнем возрасте смогут вам безошибочно назвать целый ряд признаков того или иного времени года. Для того чтобы научить малыша отличать лето от зимы, весну от осени, можно не иметь много подручного материала: достаточно иметь книжку с картинками и время для того, чтобы проводить занятия с ребенком. Но если вы хотите не просто обозначить признаки того или иного времени года для своего чада, а показать на практике, «дать пощупать» ему зиму, весну, лето или осень, помимо книжек и свободного времени вам необходимы будут еще некоторые составляющие. Итак, наполним знакомство малыша с весной яркими красками и незабываемыми впечатлениями Отличия на практике В первую очередь обратите внимание ребенка на те изменения в его жизни, которые начали происходить с уходом зимы и наступлением весны. Положите рядом два вида одежды: зимнюю и весеннюю, и покажите малышу, чем отличаются зимние куртки, шапки, сапоги и т.д. от весенних. Спросите у ребенка, почему существуют эти отличия и для чего одна куртка теплее другой, одна шапка толще другой и т.п. Если зимой вы гуляли с ребенком, например, один час, а весной – два часа, поинтересуйтесь, заметил ли он эту разницу. Расскажите, отчего теперь время вашей прогулки увеличилось. Наблюдайте на улице тающий снег, «плачущие» сосульки. Сходите с малышом в парк или лес, прислушайтесь к пению птиц: весной оно становится более звонким и веселым. Забирая малыша из детского сада, спросите, знает ли он, почему зимой за ним приходили, когда на улице уже было темно, а весной в это время на улице еще светло. Расскажите на понятном для ребенка языке об отличиях, происходящих в длине зимних и весенних ночи и дня. Распускающиеся почки Проходя мимо деревьев с набухающими почками, не упустите возможность показать их малышу. Вместе рассмотрите и сравните веточки разных деревьев. На одних уже начнут распускаться почки, на других же их будет еще не видно. Срежьте небольшую веточку с набухшими почками и дома поставьте ее в воду. Показывайте ее малышу несколько раз в день, чтобы он мог наблюдать, как в тепле распускаются листочки. Объясните, почему в тепле вашего дома веточка стала распускаться быстрее, чем на улице. Скажите, что через некоторое время все деревья, которые растут за окном будут распускаться точно также, как эта веточка. Опыты со снегом Если у вас во дворе еще не полностью растаял снег, перед уходом домой наберите его в детское ведерко. Захватите с собой с улицы несколько камешков, веточек или травинок. Придя домой, поставьте ведерко со снегом в морозильник до тех пор, пока вы не будете готовы провести несколько несложных опытов. Можно для подобных занятий использовать снег из холодильника. Положите на поднос или в глубокую тарелку принесенные камешки, ветки или траву, а сверху засыпьте все это снегом. Скажите малышу, что это – снежная горка, с которой он катался во дворе, только маленькая. Затем придумайте «солнышко». Это может быть настольная лампа или увеличительное стекло, пропускающее солнечные лучи. Покажите малышу, что будет, если солнышко светит далеко от «земли» (от подноса со снегом): снег лежит, как и лежал. Это – зима. А теперь покажите ребенку весну: приблизьте «солнышко» и дождитесь момента, когда снег начнет таять. Пусть малыш потрогает пальцем мокрый снег, сравнит его с еще не растаявшим. Под снегом через некоторое время появятся первые «проталины» - будут видны камни и веточки, которые вы положили под сугроб. Обратите внимание малыша на них. Дождитесь, пока растает весь снег и останется лишь лужица. Скажите, что эта вода впитается в землю и, напившись ею, трава и цветы начнут набираться сил и расти. Слепите из снега маленького снеговичка и поместите его в емкость, которая вместит всю воду, образовавшуюся после таяния снега. Покажите малышу веселого снежного человечка и поставьте его на подоконник, залитый солнечным светом или под включенную настольную лампу. Время от времени подводите ребенка к снеговику и задавайте вопросы о том, как изменился ваш человечек и почему. Незаметно вы можете изменить веселую улыбку снеговика на грустное выражение, отметив этим самым, что время зимы подходит к концу, а значит, приходит весна, снег тает, и снеговики потихоньку исчезают, превращаясь в лужицу. Наберите в пиалу рассыпчатого снега и сделайте «снегопад» над подносом. Скажите малышу, что зимой идет снег, потому что холодно. Затем дождитесь, когда «выпавший» снег растает, слейте воду в небольшую детскую лейку и покажите ребенку, как идет дождь. Объясните, что в теплое время года вместо снега идет дождь. Если у вас нет лейки, воду можно лить через небольшое кухонное ситце. Ростки Наглядно показать процесс изменения растений и их рост можно, прорастив несколько семян. Возьмите «живые» (не старые, не гнилые, не обработанные) семена подсолнечника, тыквы, фасоли, пшеницы или другого растения. Смочите водой небольшой кусок ваты и положите в мокрую вату несколько семян. Следите за тем, чтобы вата не высыхала и всегда была влажной. Покажите малышу, как выглядят семена до того, как их положили прорастать. Через несколько дней, когда начнут проклевываться ростки, снова позовите ребенка и покажите ему, как изменились зерна. Объясните, что эти процессы происходят с семенами и на улице, в земле. Затем, когда проклюнувшиеся ростки достигнут 0,5 см., посадите их в цветочный горшок. Пусть малыш поливает их. Через некоторое время на поверхности земли вы сможете наблюдать небольшие росточки. Когда вы будете гулять с малышом на улице, найдите такие ростки в земле и покажите, как это выглядит в природе. Насекомые Спросите у малыша, как он думает, какие насекомые просыпаются весной, где они проводят зиму и в каком состоянии. Для этого маме самой необходимо запастись полезной информацией, чтобы отвечать на расспросы ребенка и рассказывать ему об изменениях, происходящих весной в живой природе. Гуляя на улице, наблюдайте вместе с малышом за насекомыми, проснувшимися весной. Можете запоминать или записывать, сколько вы увидели жучков сегодня, чтобы сравнить с тем, сколько увидите через неделю. Расскажите малышу, что с каждым днем природа наполняется все большим количеством насекомых, потому что они чувствуют приход весны и тепла. Возьмите на несколько часов домой какое-либо насекомое, посадив его в стеклянную банку. Малыш может наблюдать за жучком, кормить его травой или кусочками овощей, а потом выпустить на волю. Фотографии Если у вас есть зимние и весенние фотографии природы, вашего ребенка, детской площадки, на которой вы гуляете, покажите их малышу, пусть он сравнит их и расскажет, чем они отличаются. Сделайте фотографии одного и того же места в начале, в середине и в конце весны, желательно, чтобы на вашем фото были видны растения и люди (или ваш ребенок). Сравнив эти фото, вы можете показать малышу, как с потеплением изменяются растения и одежда людей. Игры на свежем воздухе на тему «Весна» Интересными будут для детей игры на свежем воздухе с весенней тематикой. Кто найдет первым Игрокам (вы можете играть в эту игру вдвоем с малышом) даются задания типа: - найди цветок - найди муравья - найди признак весны (для детей постарше) Кто первый находит заданный предмет – выиграл. Кто больше Эта игра подобна предыдущей, но заданные «весенние» предметы нужно находить как можно в большем количестве (кто больше найдет и покажет муравьев, цветов и т.п.) Контрасты Игрокам дается задание на поиск контрастов, например, найти бутон цветка и точно такой распустившийся цветок, найти ветку без листьев и с листьями, без почек и с почками, траву сухую и зеленую и т.п. Кто быстрее находит – выиграл. Весна на тротуаре Как только снег сойдет, и земля высохнет, можно смело доставать мелки. Пусть в первых рисунках вашего ребенка будет видна весенняя тематика, ведь именно теплое весеннее солнышко позволило малышу заняться таким интересным делом, как рисование мелками. Игры дома Что стало с Ведущий задает вопросы, связанные с весенними изменениями в жизни природы и людей, игрок должен отвечать: что весной стало с - деревьями - птицами - насекомыми - со снегом - одеждой у людей - и т.д. Времена года Ведущий называет предмет, игрок должен ответить, к какому времени года он относится. Например, валенки – зима, почки на деревьях – весна и т.д. Загадки, стихи, пословицы и поговорки про весну Не забывайте, что загадки, стихи, пословицы и поговорки могут как нельзя лучше передать весеннее настроение, рассказать об особенностях этого времени года, раскрыв ребенку такой интересный и разнообразный мир природы. Если вы подкрепите свои опыты со снегом веселым весенним стихотворением и загадаете малышу несколько загадок, урок на заданную тему получится на славу. Загадки Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? Со снегом все прощаются, Цветочки распускаются, Прекрасная погода Какое время года? Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В улей пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла ... (весна) Стихи Воробушки О чем поют воробушки В последний день зимы? - Мы выжили! - Мы дожили! - Мы живы! Живы мы! В. Берестов Март Рыхлый снег темнеет в марте Тают льдинки на окне, Зайчик бегает по парте И по карте на стене. С. Маршак Весенняя сказка Дружно ударились Рыбы об лед, И на реке начался Ледоход. В. Берестов Зима недаром злится Зима недаром злится. Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон И жаворонки в небе Уж подняли трезвон Федор Тютчев Пословицы и поговорки Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок. Весною дни долгие, да нитка короткая. (Лень прясть). Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта. Весна красна цветами, а осень – пирогами. Грач на горе – весна на дворе. Пришла весна, так уж не до сна. Зима весну пугает, да сама тает. Весна отмыкает ключи и воды. Конечно, смысл многих пословиц, поговорок и даже детских стишков необходимо будет объяснить ребенку. Почему, например, весной не до сна, как весна отмыкает ключи и воды, почему воробушки радуются, что выжили зимой? Чем больше пословиц и поговорок вы объясните малышу, тем эрудированнее будет ваше чадо. Помните, что цель всех занятий – не сами знания, но полноценное, разностороннее развитие ребенка, привитие ему пытливости ума и желания постоянно открывать для себя что-то новое. Статьи по теме: Народные приметы на весну. Весенние пословицы и поговоркиСтихи о весне, весенние стихи
(голосов:20)
Похожие статьи:
Двенадцать месяцев бегут Сменяя время года, И замыкает снова круг Волшебница-природа. Январь Январь приходит с Новым годом Под звуки праздничных хлопушек, Под елкой водит хороводы Среди подаренных игрушек. Февраль Февраль последний зимний месяц. Но февралю, какая жалость, Не потому ль он так невесел? Лишь двадцать восемь дней досталось. Март Снег тает и бежит ручьями, Весна-красавица идет. С весною месяц март встречаем! Нам звонкая капель поет! Апрель За ним апрель спешит и греет, И вот уже из-под земли На тонкой ножке, словно феи, Цветы подснежники взошли! Май Деревья в мае зеленеют, И все вокруг вдруг зацвело. А солнце с каждым днем сильнее Нам дарит летнее тепло. Июнь Весна уходит, лишь успела Махнуть сиреневым платком. И тополиным пухом белым Июнь влетает в каждый дом. Июль И вот уже в разгаре лето! Июль печет во всю! Жара! Но во дворах, забыв про это, С утра резвится детвора! Август Совсем другое дело - август, Прохладней среднего он брата. В садах так много груш и яблок Поспело! Радуйтесь, ребята! Сентябрь Давным-давно считали люди, Год новый Осенью встречают. Сентябрь это помнить будет - Учебный год он начинает! Октябрь Октябрь. Собран урожай. И холоднеет с каждым днем. Ковер из листьев невзначай Осенним вымыл он дождем. Ноябрь И вот уже зима спешит, Чтоб встретить осень на пороге, А за окошком снег кружит, Ноябрь месяц к нам приходит. Декабрь Дверь распахнула и вошла, Укутав белым покрывалом Деревья, улицы, дома... Декабрь - и зима настала! Мелькнут листки календаря Вот Новый год уже стучится... От января до декабря Все это снова повторится!

Чем отличаются весенние игры от любых других игр на улице? Тем, что они помогают нашим деткам проникнуться атмосферой и духом весны. Каждый год мы рассказываем, какие изменения происходят в природе, когда наступает то, или иное время года. И, конечно, есть занятия, характерные для каждого из них. Но, если зима, лето и осень – довольно яркие сезоны, то весна по моим ощущениям отмечена гораздо больше слякотью, текущими ОРВИ, авитаминозом, сонливостью и депрессией взрослых, чем интересными занятиями и запоминающимися событиями. Поэтому давайте попробуем привнести немного праздника в это переменчивое время года. Огород на окне В марте - апреле вместе с малышом посейте в ящики с землей семена укропа, петрушки, салата и установите их на подоконнике. Семена довольно быстро прорастут, и у вас дома будет ранняя зелень к столу и просто для красоты. Старайтесь, чтобы ребенок был активным участником всей процедуры посадки и ухода за всходами: пусть рыхлит землю, закапывает семена, поливает, а потом угощает зеленью всех членов семьи. Растим фасоль Прорастите в блюдце с водой несколько фасолин. Попросите ребенка набрать ведерко земли и посадите вместе с ним фасоль в эту землю. Когда она вырастет, то станет красивым растением в детском огородике на окне. Следите, чтобы ребенок не забывал поливать свои посадки. Возможно, вас ждет урожай домашней фасоли. Твое дерево Вырастить деревце - что может быть полезнее и приятнее! Хорошо бы посадить с малышом дерево на даче или во дворе. Можно для этого взять маленький саженец, но еще лучше - найти ранней весной на земле каштан или желудь. Вначале его следует посадить дома в горшок с землей. Пусть это сделает сам ребенок. Когда появится росток, пересадите его в грунт. Огородите маленькое растеньице палочками, чтобы кто-нибудь случайно не наступил на него. Научите ребенка поливать дерево, если земля недостаточно влажная, рыхлить. И вместе с малышом наблюдайте за его ростом. Сфотографируйте ребенка рядом с деревцем. На следующий год дерево станет заметно больше. Малыш будет с радостью и гордостью наблюдать, как лопаются почки и появляются новые зеленые побеги. Знакомые растения Хорошо бы с раннего детства научить ребенка распознавать наиболее распространенные растения. Начните с самых простых. Это мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, крапива. Ранней весной - еще снег вокруг лежит - появляются на проталинах первые желтые цветочки мать-и-мачехи. Покажите ребенку этот цветок поближе, пусть он внимательно рассмотрит его и запомнит. Обратите внимание на стебель. Примерно через месяц появляются другие желтые цветы - более высокие, крупные и стебель у них совсем не похож на стебель мать-и-мачехи. Это одуванчик. Объясните ребенку, в чем разница между этими цветками. У одуванчика к тому же красивые резные листья. Сорвите лист и дома обведите его на бумаге по контуру. А малыш раскрасит его зеленым фломастером и дорисует желтые цветы на высоком стебле. То же самое проделайте с листьями подорожника, крапивы, мать-и-мачехи (когда они появятся). Теперь, отправляясь на прогулку, просите малыша находить и называть растения, с которыми он уже познакомился. Делайте это постоянно, не спеша. Подсолнух на балконе Вместе с малышом посадите на балконе в цветочном горшке или в ящике сырые семечки подсолнуха. Скоро появятся первые ростки, а там вырастут и красавцы подсолнухи. Пожалуй, это самое большое из растений, которые можно вырастить на балконе. Малыш наверняка удивится, что подсолнухи так быстро выросли и стали даже выше него. А вот и распустились болышие желтые цветы, похожие на солньшко. Теперь можно наблюдать, как подсолнух поворачивает свою головку к солнцу. Вот откуда его название! Наконец созрели черные семечки (если, конечно, лето стояло теплое и солнечное). Пора собирать урожай и решать, что с ним делать: пожарить и съесть или оставить на зиму, чтобы подкармливать птиц. Выбор за малышом. В огороде Если у вас есть дача (огород), и вы каждый год сажаете зелень/овощи, то обязательно привлеките ребенка к этому процессу. Пусть он помогает вам делать грядки, высеивать семена, поливать, пропалывать растения и, конечно, собирать урожай. Интересно малышу будет заранее вместе с вами сделать таблички для грядок, чтобы помнить, где что посажено. Не забудьте, когда урожай созреет, часть семян оставить на следующий год. Рекомендуем вам посадить с ребенком следующие растения: 1. Календулу - имеет яркую окраску, и ее легко выращивать. 2. Подсолнух ("спутник солнца") - ребенку будет интересно наблюдать, как шляпка подсолнуха поворачивается за солнцем в течение светового дня. Этот факт имеет научное обоснование. В стебле подсолнуха есть фитогормон – ауксин, отвечающий за рост стебля. Та часть стебля, которая не получает достаточно света, накапливает в себе ауксин, побочным эффектом является движение подсолнуха за солнцем. Такое движение растения за солнцем называется гелиотропным свойством. Длина стебля подсолнуха максимально достигает двух метров. Когда рост подсолнуха завершается, то шляпка больше не движется за солнцем и остается повернутой на восток все время. Это растение идеально подойдет для того, что "вырастить" детский домик (штаб). Наметьте контуры будущего домика, и посадите по границе семена подсолнуха (не забудьте оставить отверстие для двери). Когда растение вырастет, ребенку будет интересно играть в "домике из подсолнухов". 3. Мяту - ребенку понравится приятный аромат этого растения. 4. Физалис декоративный - ярко-оранжевые фонарики не оставят равнодушными малыша. 5. Луковичные цветы (гладиолусы, георгины, тульпаны, нарциссы и т.д.) - их посадка под силу даже малышу, т.к. маленьким пальчикам легче иметь дело с крупными луковицами, чем с мелкими семенами. Помощь птицам в постройке гнезда Весной птицы строят гнезда. Материал, употребляемый птицами для постройки гнезда, крайне разнообразен. В качестве строительного материала они используют стебли и листья трав, различные корни, ветки, сучья и листья деревьев и кустарников, водоросли, мох, лишайники, кусочки коры, растительный пух, волокна растений и коконов насекомых, паутину, шерсть, волосы, бумагу, вату, тряпки, свою слюну, землю, глину и т. д. Вы с ребенком можете помочь птицам, снабдив их дополнительными материалами для постройки жилища. Сложите в сетку из-под лука кусочки ваты, собачьей шерсти, соломы, пушистых ниток, перьев и т.п. (избегайте синтетических и острых материалов). Проделайте в сетке несколько дырок и подвесьте рядом с кормушкой. Теперь вы можете наблюдать, какие птицы посещают вашу "сокровищницу" и какой строительный материал пользуется у них популярностью. Капитан дальнего плавания Одна из самых весенних игр - мастерить и пускать кораблики в ручейках. О кораблике надо позаботиться заранее, еще дома. Сделать его можно из обычной бумаги, пенопласта, скорлупы грецкого ореха. Конечно, можно воспользоваться покупной игрушкой, но гораздо интересней смастерить его вместе с ребенком самим. Найдя на улице ручеек, сначала расчистите его вместе с ребенком лопаткой, уберите лишний снег, ветки. Теперь можно пускать кораблики. Можно устроить соревнование - чей кораблик дальше проплывет и не перевернется (не застрянет где-нибудь). Можно играть и с большим покупным судном, приделав ему веровочку. Увлекательные исследования 1. Все дети любят лужи. Чтобы не простудиться, во-первых, не забудьте надеть непромокаемые сапожки. И, во-вторых, предложите ребенку "безопасные игры с лужами". Например, измерьте вместе с ним палкой глубину лужи. 2. Возьмите из дома лопатку и расширьте русло ручья, соединив его с лужей или соедините вместе несколько ручейков. 3. Можно устроить запруду, сделав на пути речейка преграду. Цветные мелки Когда на улице подсохнет, обязательно возьмите на прогулку цветные мелки. Можете просто рисовать с ребенком мелом на асфальте, а можно придумать замечательные развивающие игры, например, такие: - нарисуйте мелками разных цветов буквы и цифры на асфальте (сделайте их разного размера). По вашей команде пусть ребенок находит нужную букву (цифру) и прыгает на нее. Только не забудьте, что букву надо называть как звук, например, "б", а не "бэ". подробне об этом читайте по ссылке >>>> - если ребенок еще не знает букв, то можно нарисовать просто островки разной формы, чтобы он прыгал с одного на другой. - начертите извилистую дорожку и предложите малышу пройти по ней, не выходя за границы. Можно нарисовать на дорожке разные препятствия (например, огонь, яму и т.п.), которые ребенок должен будет перепрыгивать. Пытаться объезжать препятствия ребенок может на велосипеде. - нарисуйте разноцветные овалы (красный, желтый, синий, зеленый) и предложите крохе прыгать с одного на другой, как зайчик, называя цвета. Или можно нарисовать фигуры одним цветом, но сделать их разной формы (круг, квадрат, треугольник). Пусть малыш прыгает и называет форму фигур. - нарисуйте разные геометрические фигуры и предлажите ребенку дорисовать их так, чтобы они превратились во что-то узнаваемое. Например: на что похож круг? Он похож на яблоко, воздушный шар, солнышко и т.д. - нарисуйте большие буквы. Спросите у ребенка, какая буква здесь нарисована, и предложите ему пройтись ножками по контуру изображенной буквы. Хорошо, если у вас с собой окажется пачка влажных салфеток - они помогут быстро очистить детские ладошки и мордашки. Мыльные пузыри Не забудьте взять на прогулку мыльные пузыри. Зеленые листочки в марте Уже в феврале можно сорвать несколько веточек деревьев и поставить их в вазу с водой. Теперь вы вместе с ребенком можете наблюдать как из почек распустятся зеленые листочки.

Зимние прогулки с малышомС наступлением зимы все преобразилось до неузнаваемости. Зеленый лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы давно перебрались в теплые края. Для взрослого человека все эти перемены очевидны и понятны. А для малыша? Что знает он о жизни природы зимой? О пользе наблюдений Наблюдения за природой вместе с малышом многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Куда важнее, думаем мы, научить кроху читать и считать как можно раньше, решать логические задачи и формулировать собственные выводы. Все это, безусловно, заслуживает внимания. Но именно всевозможные наблюдения как раз и учат кроху думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить связь между причиной и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и нравственно, делают ребенка внимательным и чутким, а это для малыша гораздо важнее, умения читать в три года. Не секрет, что городские детишки мало общаются с природой. Да и природы как таковой в больших городах осталось немного. Но сколько бы мы ни рассказывали крохе о временах года и связанных с ними природных явлениях, показывая картинки в книжках и играя в настольные игры, этого все равно недостаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать. И как было бы здорово в выходные отправиться в лес или в городской парк, что бы кроха смог увидеть своими любознательными глазенками все те волшебные превращения, которые подарила природе зимушка-зима. Да что там парк! Даже во дворе возле дома можно устроить замечательную экскурсию. Только постарайтесь, чтобы общение с малышом не превращалось в лекцию. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь его мнением, стремитесь развивать его любознательность - пусть он размышляет в поисках ответов, и не беда, если его догадки не всегда верны. Главное - желание найти истину. Итак, одеваемся потеплее, берем с собой фотоаппарат и отправляемся встречать зиму! Приметы зимы Прежде всего, стоит поговорить с малышом о приметах зимы. Пусть он расскажет вам об этом сам. Ведь даже у трехлетнего карапуза уже есть приличный жизненный опыт. Наверняка он скажет, что зимой бывает снег. Верно, а почему? Потому, что зимой холодно. Ведь снег - это замерзшая вода. Летом из тучки идет дождь, а зимой дождевые капельки замерзают и становятся снежинками. Пусть малыш подержит в руках немного снега и сам убедится, что он тает и превращается в воду. Наберите снег в детское ведерко и принесите его домой, понаблюдайте, как он тает, а потом опять заморозьте в морозилке. Гуляя на улице во время снегопада, рассмотрите с малышом крошечки-снежинки. Они все разные и удивительно красивые. Но у всех снежинок есть одно общее свойство. Какое? У всех снежинок по шесть лучей. (Сможет ли малыш догадаться?) Дома сделайте снежинки из бумаги. Детвору это занятие завораживает. Просто дух захватывает, когда разворачиваешь бумагу и гадаешь: а что же там получится? Если ребенок уже имеет какое-то представление о планетах и их вращении вокруг солнца, поговорите с ним о том, почему же зимой становится холодно. Проще всего это сделать при помощи глобуса и настольной лампы. Обратите внимание юного астронома на то, что земная ось немного наклонена и потому солнышко нагревает Землю неравномерно. Когда на одной половинке Земли лето, на другой - зима. Но вот Земля пролетела полкруга вокруг солнца, и зима с летом меняются местами. Можно вырезать из бумаги фигурки детей в зимней и летней одежде, повращать глобус вокруг солнца-лампы и подумать, какое время года будет в разных местах "земли". Уместно будет поговорить с ребенком о зимней одежде, о том, для чего люди ее надевают. Вспомните зимние виды спорта и порассуждайте, почему летом нельзя кататься на санках или лыжах. Поговорите о снегоуборочной технике и ее помощи людям. Расскажите крохе, что зимой дни становятся короче, а ночи - длиннее. Например, обратите его внимание на то, что в начале осени, когда вы возвращались из садика, еще светило солнышко. Вы успевали погулять, поиграть, поужинать, а на улице все еще было светло. А теперь вы возвращаетесь домой в сумерках. Если малыш не ходит в сад, придумайте другую, понятную ему временную веху. Это может быть вечерняя прогулка или то время, когда приходит с работы папа. Главное, чтобы событие повторялось изо дня в день примерно в одно и то же время. Тогда и уменьшение светового дня будет наглядным. В гости к деревьям Самые заметные изменения происходят в живой природе, особенно в мире растений. Наблюдая за деревьями и сравнивая то, как они выглядят весной, летом, осенью и зимой, ребенок сможет лучше осознать смену времен года. Хорошо бы выбрать какое-то одно деревце, растущее вблизи от дома, и время от времени приходить к нему, чтобы понаблюдать за его жизнью. Для этих целей лучше всего подходит небольшая березка. Именно березу малыши лучше всего отличают от других деревьев. Вспомните вместе с ребенком, что летом дерево было одето в зеленый наряд, осенью листья начали желтеть и облетать, и к зиме деревце осталось совсем без листочков, голым. Подумайте вместе с малышом, почему так происходит. Расскажите ему, что из промерзшей земли корни уже не могут тянуть воду, да и холодного зимнего солнышка дереву не достаточно, поэтому оно сбрасывает листья и как бы засыпает. И если бы листья не осыпались, ветви могли бы сломаться под его тяжестью снега, а с тоненьких голых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда. Рассмотрите вместе с ребенком почки на ветках разных деревьев. Сейчас они совсем маленькие, покрыты сверху толстой защитной кожицей, и никакие морозы им не страшны. Разломите почку и покажите малышу. Если в почке виден крошечный зеленый зародыш, значит, дерево живое, и когда пригреет весеннее солнышко, из почек появятся новые листочки. Можно собрать веточки, упавшие с разных деревьев, поставить дома в воду и устроить маленькую весну среди зимы. Правда, такие «спящие» ветки простоят довольно долго, прежде чем из почек проклюнутся листья. Чтобы ускорить процесс, устройте растениям "ванну" - положите их в теплую воду (30-35градусовС) и оставьте на 6-12 часов. Затем поставьте в вазу с водой. Уже через несколько дней ветки начнут развиваться и подарят вам с малышом настоящее чудо. Обратите внимание ребенка на ели и сосны. Спросите, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут зимовать в зеленом наряде. Объясните, что хвоинки - это те же листики. Но маленьким иголочкам, в отличие от больших листьев, и солнечного света нужно меньше, и воды. Вот елки хвою и не сбрасывают. А зачем? Им и так хорошо. Зимой хвойные деревья тоже спят, но засыпают позже лиственных и просыпаются раньше. Наверное, ваш ребенок умеет различать некоторые деревья. Но летом это делать легче - помогают листья. А вот зимой, когда они облетели, узнать то или иное дерево или куст совсем непросто. Это будет интересной исследовательской задачей для крохи. Обратите внимание ребенка на внешний вид дерева, на его кору, поглядите, может, остались где-нибудь на ветках засохшие листочки. Березу сразу можно отличить по коре, иву - по свисающим до земли веткам, некоторые виды тополя - по высокой пирамидальной кроне. На рябине и шиповнике остаются с осени сухие плоды. Именно по ним эти растения очень легко узнать зимой. Посмотрите, много ли на рябине ягод, и проверьте народную примету. Говорят, что большой урожай рябины - к холодной, суровой зиме. Это и понятно, ведь для многих птиц рябина - настоящее спасение. Ею любят лакомиться дрозды, свиристели, снегири. Если вам повезет, то вы сможете увидеть, как стаи этих северных гостей буквально "сметают" рябиновые грозди в считанные минуты. А что бы еще лучше запомнить, где какое дерево, а заодно и погреться, поиграйте в веселую игру. Мама говорит: "Раз, два, три, к березе беги!" А ребенок быстро выполняет команду. Так можно бегать и к дубу, и к каштану, и к любому другому дереву, растущему поблизости. А потом будет здорово поменяться ролями, когда ведущим игры станет кроха Лесные кладовые К зиме готовятся не только люди и деревья. Животные и птицы тоже ждут холодов и делают на зиму запасы. Пусть малыш подумает, кто же из лесных жителей осенью запасает для себя еду. Конечно, это белка. Кладовых у нее множество. Она собирает орехи, желуди, прячет их в дупла, под корни деревьев и в мох. Но и грибы сушит, как запасливая хозяйка. Найдет гриб, затащит на дерево и прикрепит в развилке веток. Зимой белка много спит в теплом дупле. А в солнечные деньки спускается с дерева, чтобы отыскать свои запасы. Маленькая птичка поползень тоже запасает орехи и желуди. Прячет он их высоко на дереве, в щелях и трещинах коры. В дубовых посадках, если они есть возле дома, в парке или в лесу можно встретить пеструю сойку. Сойке зима не страшна - всю осень она прятала под корнями деревьев желуди и ягоды. В таких кладовых бывает по несколько килограммов желудей. Часто сойка забывает, где что спрятано, а потом на месте кладовой вырастают маленькие дубки. Если ребенок захочет, можно дома поиграть с игрушками в лесных зверюшек, которые делают запасы на зиму. Летом серый, а зимой? Наверняка ребенок знаком с загадкой про зайчика и знает, что на зиму он меняет свою серую шубку на белую. А сможет ли он ответить, почему так происходит? Верно, чтобы стать незаметным на белом снегу. Вот как рассказывал об этом заяц-беляк в сказке В. Бианки "Синичкин календарь": "Пурга все следы замела и меня занесла - вот волки рядом пробежали, а меня не нашли". Но снег не всегда помогает зайке прятаться. Бывает, что и мешает. На рыхлом снегу остаются четкие заячьи следы, по ним лиса его в два счета найдет. Да и бегать по такому снегу тяжело. А вот плотный снег - другое дело. И бегать легко, и никаких следов. Расскажите ребенку, что не только зайчик обновляет на зиму "гардероб". Многие животные и птицы тоже надевают зимние шубки. Например, горностай и ласка. У лисиц и белок шубка становится гуще и теплее. С таким мехом никакие морозы не страшны. Зимние сони Ну, а кто самый известный зимний соня? Конечно, медведь. Поздней осенью забирается он в берлогу и там дремлет до весны. Все это время медведь ничего не ест. Он нагуливает ("наедает") жир летом и осенью, и этих запасов ему хватает на всю зиму. А медведице удается еще и выкормить новорожденных медвежат. Но не только медведи зимой впадают в спячку. Предложите ребенку вспомнить лесных жителей и подумать, кто из них тоже отправляется спать в зимние квартиры. Это ежи, еноты, барсуки, летучие мыши. Ежик с осени готовит себе зимнюю нору, выстилает ее травой, сухими листьями и мхом. А потом спит там до весны, удобно свернувшись клубочком. Еноты и барсуки тоже зимуют в норах, а летучие мыши - в дуплах деревьев, в пещерах или на чердаках. Предложите малышу подумать, почему многие животные зимой спят. Во-первых, они боятся зимних морозов - не каждый зверек может в теплую шубку переодеться, а в берлогах и подземных норках им тепло и уютно. Но есть и вторая причина, более важная. Ежик любит полакомиться насекомыми, а зимой их не достать. Мишка, хоть и кажется большим и грозным, питается, в основном, растениями и ягодами. А какие зимой растения? И если зимой нельзя добыть себе корм, лучше переждать трудные времена в состоянии спячки. А волки, лисы, зайцы и зимой себе пропитание отыщут. Вот и бегают всю зиму по лесу. Пусть ребенок подумает, чем питаются эти животные зимой. Кто улетел, а кто остался? Наверное, малыш уже знает, что многие птицы с приходом осени улетают в теплые края. Но не лишним будет еще раз об этом вспомнить. Почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать с нами? Не спешите отвечать за ребенка, дайте ему возможность немного порассуждать, помогите наводящими вопросами. Где живут утки и гуси? Правильно, у речек и прудов. Река для них - и дом, и столовая. А что происходит с реками зимой? Верно, они замерзают. Значит, нужно водоплавающим птицам искать себе другой дом. А что летом кушают ласточки, чем кормят своих птенцов? Летающими насекомыми. А зимой насекомые летают? Нет, они прячутся от холода до весны. Выходит, что зимой многим птицам нечего есть, вот и ищут они себе дом в других местах, теплых и сытных. Почему же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и галки, сойки и дятлы? Просто все они могут зимой отыскать для себя пропитание: семена и плоды растений и даже насекомых с их личинками под корой деревьев. А если перебраться поближе к людям, можно поживиться остатками пищи, которые обязательно найдутся поблизости от жилья. Поговорите с ребенком о тех птицах, которые остались зимовать. А еще лучше постарайтесь их увидеть и за ними понаблюдать. Прежде всего это вездесущие воробьи. Воробьиные стайки можно увидеть на облетевших кустах и деревьях практически всегда. Разучите стишок: За что люблю я воробья? За то, что он такой, как я: Когда приходят холода, Не улетает никуда. (В. Левин) Бойкие синички - тоже нередкие гости. Питаются они, в основном, насекомыми, которых вытаскивают из щелей в древесной коре. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам в поисках насекомых. Понаблюдайте с крохой за воронами и сороками. Эти птицы всеядны: и насекомых едят, и зерно, и всевозможные пищевые отходы. Птичья столовая Птичкам-невеличкам, которые остались зимовать вместе с нами, приходится не сладко. Все-таки добраться до корма непросто - он часто бывает скрыт подо льдом и снегом. А зимой очень холодно, и птичке нужно больше еды, чем летом. Если малыш не знает или подзабыл о той большой пользе, которую приносят птицы, расскажите ему, как синички и другие маленькие пичужки спасают деревья от вредных насекомых. Чем больше птиц в лесу или в саду, тем целее деревья. Объясните крохе, что зимой птицы погибают не от холода, а от голода. Ведь сытая птичка не замерзнет даже в самый сильный мороз. И если вы вместе с ребенком смастерите и повесите в парке, на опушке леса или возле дома кормушку, то вы не только сможете понаблюдать за птицами, но и сделаете доброе и нужное дело. Если папа согласится помочь, можно соорудить кормушку по всем правилам. Для этого понадобится небольшая дощечка или фанерка, к которой нужно приделать низенькие бортики. Ее за четыре угла можно подвесить на ветке, а еще лучше - укрепить на деревянной "ножке", вбитой в землю. Тогда кормушка не будет раскачиваться от ветра. Не помешает и деревянная крыша. Если кормушка висит в парке, и вы с ребенком не можете наведываться туда часто, удобно сделать "автоматическую" кормушку. Для этого наполните кормом бутылку, переверните ее горлышком вниз и закрепите над столиком на расстоянии нескольких миллиметров. По мере того, как птицы будут съедать корм, из бутылки будет высыпаться новый. Чтобы бутылка не пугала птиц, предварительно обмажьте ее клеем ПВА, обваляйте в песке и высушите. Вот теперь она выглядит более "природно" и естественно. Если же сделать деревянную кормушку не получается, конструкцию можно значительно упростить. Например, прорезав большое окошко в пластиковой бутылке или картонном пакете из-под молока. Чем же угостить птиц? Лучшее лакомство - подсолнечные и тыквенные семечки. Можно насыпать крошки белого хлеба. Такое угощение понравится любым птичкам. Всевозможные крупы (пшено, овес, просо и др.) привлекут, скорее всего, только воробьев. Снегири любят ягоды рябины и бузины. Синичек можно побаловать кусочками несоленого сала или мяса. Только не кладите сало прямо на столик - утащат вороны. Подвесьте его на ниточках или проволочках к веткам деревьев. Так вороне схватить сало трудно, а синичка поклюет, уцепившись за кусочек лапками. Кого можно встретить у кормушки? Если она висит во дворе возле дома, то основными вашими гостями будут воробьи и синички. В лесную столовую могут пожаловать не только всевозможные синицы, но и дятел, и поползень. Птицы очень быстро привыкают к кормушке и наведываются туда постоянно. Если вы каждый день гуляете с ребенком примерно в одно и то же время, попробуйте провести такой эксперимент. Каждый день в определенные часы насыпайте в кормушку корм. И очень скоро вы заметите, что птицы знают время обеда и собираются у кормушки "вовремя", ожидая лакомства. Иногда прилетает сразу вся стайка, а бывает, несколько воробьев-разведчиков. Ребенку наверняка понравится возможность понаблюдать за пернатыми и их повадками во время обеда. Привыкнув к людям, птички будут подпускать вас достаточно близко. Только вести себя нужно очень-очень тихо. Лесная прогулка Конечно, интереснее всего искать приметы зимы в настоящем лесу. Кажется, что жизнь здесь замерла. Куда же подевались все летающие, бегающие, прыгающие насекомые, которых летом здесь было великое множество? Пусть ребенок сам попробует ответить на этот вопрос. А потом предложите ему отыскать заснувших на зиму насекомых. Если вы заметите старый трухлявый пень, отверните кусок его коры. Кого только не встретишь там: всевозможные жуки, гусеницы, бабочки, мухи. Они не двигаются и как бы оцепенели от холода. Если взять одно насекомое, посадить на варежку малыша и отогреть теплым дыханием, оно сразу оживет и зашевелится. Так и весной: пригреет солнышко - и все бабочки и мошки выползут из своих зимних убежищ. Любой ребенок знает, что пластмассовая лопата на длинной ручке - невероятно нужная и полезная вещь, если на улице лежит снег. И если к моменту лесной прогулки снег уже выпал, интересно будет посмотреть, как чувствуют себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгре6ите старые опавшие листья и - о чудо! Оказывается, под снегом зеленеет самая настоящая живая травка. Наверняка малышу будет интересно узнать, почему она не замерзает. Расскажите маленькому почемучке, что снег - это теплое одеяло для растений. Под толстым слоем снега многие растения замечательно себя чувствуют до самой весны. Прогуляться можно и к водоему, увидеть там своими глазами, что реки и озера на зиму замерзают. Расскажите ребенку о том, как зимуют речные растения, рыбы и речные животные. Многие водоросли, насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед, но не погибают. Весной они отогреются и оживут. А рыбы зимой опускаются на самое дно. Сверху река замерзает, а внизу, возле дна, остается небольшая прослойка не замерзшей воды. Чем сильнее мороз, тем меньше эта прослойка. Но рыбам все равно хватает. Не забудьте дома почитать с малышом книжки, подходящие по теме. Особенно много осенне-зимних историй можно отыскать у В. Бианки. Это "Синичкин календарь", "Где раки зимуют", "Заяц, косач, медведь и Дед мороз", "По следам" и др. А если в домашней видеотеке отыщутся подходящие мультфильмы, их тоже стоит пересмотреть вместе. Календарь наблюдений Само это словосочетание, «календарь наблюдений», нередко вызывают содрогание у взрослых. Сразу вспоминаются школьные уроки природоведения и утомительная необходимость отмечать ежедневно температуру воздуха, осадки, направление ветра… Но для малышей, поверьте, - это увлекательнейшее занятие, и к тому же полезное. С его помощью кроха сможет закрепить все те знания, которые он получил во время ваших замечательных прогулок. Сделать такой календарь не сложно. Возьмите большой лист бумаги, расчертите на квадратики по количеству дней в месяце. Квадратики должны быть довольно большие. Сверху крупно пишем название месяца. Если удастся найти в старых книгах и журналах картинки, подходящие данному времени года, пусть ребенок их вырежет и наклеит на полях календаря. Теперь каждый день будем подписывать очередной квадратик: число и день недели, а помимо этого, изображать в клеточке то, что посчитаете нужным. Можно наблюдать за погодой и рисовать в клеточке определенный символ: солнышко, облачко, снежинку и т.д. Можно учиться определять температуру по градуснику. Можно рисовать все, что увидели на прогулке: синичку, ворону, рябину, собаку определенной породы, следы на снегу и т.п. А можно заранее отмечать знаменательные события (день рождения, поход в цирк, театр и т.п.), а потом считать, сколько дней до них осталось. Интересных и познавательных вам прогулок и занятий!

Весна. Прогулки с малышомВесна, а в особенности, первые полтора месяца – самое полезное время для прогулок. В этот период солнце особенно щедро одаривает нас необходимым для организма ультрафиолетом. Кроме того, прогулки на свежем воздухе – занятие полезное и требующее внимания, ответственности и энтузиазма. Чем заняться с малышом во время весенней прогулки? На что стоит обратить внимание ребенка, и какими играми разнообразить время, проводимое на улице? Пока малыш лежит в коляске и мирно спит, это время принадлежит маме. Можно сесть на лавочку в сквере и почитать книжку, послушать музыку, просто пройтись или пообщаться с подругой. Но когда ребенок начинает двигаться и познавать мир, прогулка с ним перестает быть вашим личным временем. Пора включаться в воспитательный процесс, помогая малышу открывать для себя этот мир. Так что, прежде чем выйти на прогулку, составьте план, определите ваш маршрут и ознакомьте с ним ребенка. Лучше всего не просто так выходить на улицу, «потому что надо», а наметить какую-то определенную цель: покормить птиц, запустить воздушного змея или собрать листья для букета, гербария, поиграть в мяч, покататься на велосипеде в парке, сходить в лес и пр. Постарайтесь не омрачать прогулку с ребенком походами по магазинам, рынкам и аптекам, все это можно сделать и без него. Если же такой возможности нет, то сперва сходите в магазин, чтобы потом не тащить туда еще не нагулявшегося малыша. Сумки можно вполне загрузить в коляску или оставить на лавочке, в крайнем случае – занести домой и потом сполна насладиться прогулкой. Весна, весна на улице В средней полосе ранняя весна порой мало чем отличается от зимы, так что санки, коньки и снеговики – вполне нормальное развлечение для детей в первые дни марта. Но как только весна вступит в свои права, коньки, лыжи и санки будут уже неактуальны. Чем же заняться с малышом на прогулке, когда на улицах полно луж и изрядно подтаявшего снега? Скажите, кто из вас не запускал кораблики по весенним ручьям? Наверное, таких найдется немного. А те, кому знакомо это удовольствие, наверняка помнят, что вместо корабликов порой в ход шло все – сухие веточки, бумажки, кусочки пенопласта и даже самодельные лодочки из фольги! В общем-то, соорудить крохотное плавсредство можно из чего угодно, что есть под рукой. Даже фантика от конфеты или жвачки вполне достаточно. Кроме того, почти все дети обожают шлепать по лужам. Еще бы, это ж сколько удовольствия – прыгнуть в самую середину, обдав брызгами окружающих! Конечно, с точки зрения родителя это сущий кошмар: мокрые ребенок и одежда, грязь и следующие за всем этим сопли, простуда и кашель. С другой стороны, представьте себя на месте ребенка, сосредоточенно скачущего по лужам и, если в вас еще жива частичка детства, то вы ощутите абсолютный восторг! Запрещать ли ребенку скакать по лужам или нет – решать, конечно, его родителям, но помните, что резиновые сапоги и непромокаемые костюмы (или штаны) способны защитить кроху от простуды и он получит массу удовольствия, вдоволь напрыгавшись по воде. Поздней весной, когда на улице уже совсем тепло, можно поиграть с малышом в мяч, в бадминтон, запустить воздушного змея, сходить в зоопарк или покататься на открывшихся аттракционах. Развиваем скорость движения Для этой игры потребуется мяч любого размера и мел. На асфальте мелом рисуется окружность диаметром приблизительно 2 метра и обозначается направление движения. Ребенок становится в центр круга и бьет мячом об землю. После этого малыш должен выбежать из круга по заданному направлению. Пока мяч сделает три удара, нужно успеть убежать как можно дальше. Конечно, эта игра групповая и тот, кто убежит дальше всех – тот и победил. Развиваем прыгучесть Для этой игры нужно собрать нескольких малышей и поделить их на команды. На асфальте рисуется линия, от которой будут измеряться прыжки. Место приземления игроков отмечается по пяткам. С отмеченного места в противоположном направлении должен прыгать игрок другой команды, его задача – перепрыгнуть первоначальную линию и заработать балл своей команде. Выигрывает команда, набравшая больше баллов. Развиваем равновесие Двоих малышей ставим друг напротив друга на расстоянии 2-3 шагов (детских!). По сигналу ведущего, стоя на одной ноге и выставив вперед ладошки, игроки стараются ударить по ладоням соперника. Цель – вывести противника из равновесия. Тот, кто первый коснется земли второй ногой – проигрывает. Развиваем координацию Участники игры становятся напротив ведущего (взрослого). Игра состоит из простых упражнений. Все игроки должны воспроизводить движения, обратные тем, которые демонстрирует ведущий. К примеру, взрослый поднимает руки вверх, дети – опускают, ведущий поднимается на мыски, дети приседают, ведущий делает шаг назад, дети – шаг вперед и т.д. За три ошибочных движения игрок выбывает, побеждает тот, кто выдержит дольше всех. Развиваем скорость и координацию Эта всем известная игра называется «вышибалы». Правила просты: дети стоят в середине, между двумя ведущими, цель ведущих – выбить игроков из центра с помощью мяча. Только мяч лучше всего брать легкий, пляжный. За счет его размеров задача малышей усложнится, а риск нанести травму ребенку существенно снизится. Наблюдаем за природой Организуя наблюдение малыша за природой, вы решаете одновременно ряд важнейших задач, а именно, формируете у ребенка знания о природе, учите наблюдать и созерцать, развиваете эстетическое начало и даже меру ответственности. В процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать формы, цвета, величины, пространственное расположение частей и характер поверхности (этот процесс отлично развивает тактильность). При ознакомлении с живыми существами (птицы, звери, насекомые) познается характер движения, издаваемые звуки и поведенческие характеристики. Для накопления знаний о росте и развитии растений, животных и о сезонных изменениях в природе используется более сложный вид наблюдения – долговременное. Но оно под силу только подросшим малышам, не младше 3 лет, а лучше после 4-5 лет. При длительном наблюдении дети сравнивают нынешнее состояние объекта с предыдущим. Например, белый зимний снег весной сменяется на талые воды, вместо снежинок с неба падают капли дождя, вместо серого небо становится ярко-голубым, холодное зимнее солнце сменяется теплыми весенними лучами, бутоны распускаются и превращаются в цветы, а почки на деревьях – в листья и пр. В ходе этих наблюдений развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, совершенствуются аналитические способности, умение сравнивать и делать выводы. В любом случае наблюдение должно происходить при высокой умственной активности ребенка, оно должно заставлять малыша думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивать любознательность, воспитывать интерес и бережное отношение к природе и живым существам. Весной наблюдать за природой куда интереснее, чем зимой. Гуляя с малышом по улице, расскажите ему о весне: почему тает снег, откуда берутся многочисленные ручьи, почему так ярко светит солнце и небо – голубое, а не серое. Попробуйте вместе с ребенком услышать «весенние» звуки: звон капели, журчание ручьев, пение птиц. Можно попробовать с малышом сымитировать пение птиц, это упражнение неплохо развивает слух. Расскажите рбенеку, какие запахи приносит весна: талого снега, березовых почек, первых подснежников и пр. Расскажите ребенку, что происходит весной, после того, как растает снег, перелетные птицы возвращаются из теплых стран, набухают почки на деревьях, из-под снега пробивается первая травка, распускаются подснежники. Когда распустится верба, покажите ее малышу, дайте потрогать, расскажите, что верба – одна из первых распускается весной, на ее запах слетаются жучки, мушки, бабочки. Сорвите несколько веток и отнесите домой, предложите малышу поставить букет в вазочку с водой и понаблюдать, как изменяются ветки, как появляются на них первые листочки. Можно попробовать найти в парке или сквере цветы мать-и-мачехи и одуванчиков, когда они распустятся. Расскажите малышу про эти цветы, дайте потрогать лист мать-и-мачехи, расскажите, почему именно так его и называют (одна сторона листа мягкая и теплая, как мамины руки, а другая холодная и гладкая, как злая мачеха). Понюхайте с малышом первые цветы (только соблюдайте осторожность, особенно в первый раз, чтобы не спровоцировать аллергическую реакцию!), дайте ребенку возможность попробовать по запаху угадать цветок, закрыв глаза. Когда прилетают первые перелетные птицы, можно рассказать малышу о них: где проводят зиму, когда и почему возвращаются. Можно соорудить скворечник (эта задача вполне по силам папам) и повесить его возле дома или балкона, или же сделать кормушку для птиц прямо за окном. Тогда малыш сможет не только самостоятельно кормить птиц, но и наблюдать за ними из дома. Домашние игры Домашние занятия тоже можно привязать к природе. Одна из таких игр называется «найди отличия». Для этого упражнения потребуются картинки или фотографии о зиме и весне. Начните рассказывать малышу, что вы видите на «зимней» карточке, а ребенок должен будет закончить фразу, например: «на зимней картинке идет снег, небо серое и хмурое, а на весенней – светит солнце, распускаются подснежники, текут ручьи». Или же предложите ребенку, посмотреть на картинки и закончить фразу: весной нет ... (снега, сугробов, снеговика и пр.), а зимой нет ... (яркого солнца, цветов, почек, ручьев и пр.). Обсудите с ребенком одежду, которую вы с ним надеваете весной, вспомните, что надевали зимой (шапки, варежки, теплые сапоги и пр.). Расскажите малышу про солнце, которое нагревает землю, поэтому тает снег, оживают растения и возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и ласточки. Не забудьте рассказать про то, что вслед за весной придет лето со всеми сопутствующими явлениями (расцветут цветы, вызреют ягоды, появятся грибы и пр.), а за ним – осень и снова зима Наблюдения за весенними изменениями в природе побуждают детей не только к активной мыслительной деятельности, ребенок учится сравнивать новый чувственный опыт с предыдущим, делать первые обобщения, а заодно пополняет свой словарный запас. Кроме того, новые знания при стабильном повторении закрепляются и обязательно отражаются в повседневной речи малыша. Читайте также: Зима – гуляем, наблюдаем, творим

ЗимаНе за горами самое сказочное время года – зима. Во многих уголках земного шара все ее признаки уже налицо, а где-то их никогда не бывает. В любом случае, ваш малыш должен четко знать «прописные» отличительные черты зимы, даже, если в местности, где вы живете, она проходит в несколько ином варианте. Учим месяцы Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы выучить с ребенком названия всего трех месяцев, однако, путаются в них даже многие дошколята. Поиграйте с малышом в веселую игру. Вначале несколько раз повторите с ребенком, какие существуют месяцы зимы. Затем называйте подряд месяцы разных времен года, а малышу дайте задание поднять руку, когда он услышит название именно зимнего месяца. Еще одна игра – «Кривляки». Когда ребенок запомнит все названия, сделайте вид, что вы вдруг потеряли память. Называйте месяцы зимы, только с небольшими неправильностями: не декабрь, а дикубрь, не январь, а янбарь и т.д., а малыш пусть поправляет вас и говорит, как они должны звучать правильно. В зависимости от возраста ребенка можно «шифровать» названия месяцев сильнее, чтобы малышу было интереснее отгадывать. Это веселая игра, она непременно понравится вашему чаду. Внешние признаки зимы Если в вашем городе не бывает настоящей зимы, воспользуйтесь всеми доступными средствами для того, чтобы наглядно продемонстрировать малышу, как выглядит зима. Это могут быть как книги, журналы, энциклопедии, так и интернет, телевизор и пр. Существуют специальные подборки, например, зимних видеоклипов или заставок, есть аудиодиски с зимними песенками для детей и сказками. Не игнорируйте в процессе воспитания ребенка аудиопродукцию – она способна развить его интеллект и воображение гораздо лучше, чем видео. Человек с хорошо развитым воображением может гораздо лучше представить и ощутить холод зимы, послушав ее описание, нежели посмотрев на картинку со снегом. Обязательно расскажите малышу о том, какая зима в вашей местности: похожа ли она на классическую, или она гораздо суровее, так, что детям не позволяют много резвиться на свежем воздухе, или она совсем бесснежная и теплая. Объясните, почему так происходит. Легче всего придется тем родителям, которые могут выглядывать с ребенком в окно и наблюдать за падающими хлопьями снега, за свисающими с крыш сосульками, бросать на подоконник зернышки и крошки для замерзших пернатых и рассказывать об изменениях в природе, пришедших с зимой. Сравнивайте времена года: контраст гораздо ярче сможет дать ребенку увидеть и понять, что такое зима. Покажите малышу на картинке ветку с зелеными листьями, с желтыми листьями и ветку без листьев. Нарисуйте с ребенком летнюю и зимнюю полянку. Поделки Займитесь с вашим чадом «зимним» творчеством. Во время рукоделия общайтесь с малышом, рассказывайте и объясняйте ему, что и почему происходит зимой в природе: отчего лужи покрываются льдом, почему птицы улетают на юг и т.д. Зимняя полянка Вам понадобится: лист картона, пластилин, ветки, шишки, желуди, манная крупа. Картон обмажьте коричневым пластилином и прилепите на него деревья и человечков, сделанных из шишек, веток и желудей. Посередине поставьте большую елку, сделанную либо из зеленого пластилина, либо из самой большой шишки. Всю поделку посыпьте манной крупой как снегом. Если ваш пластилин слишком твердый и на него не прилипает манка, воспользуйтесь канцелярским клеем или клеем ПВА: нанесите его на все части поделки, где вы хотите, чтобы лежал снег и посыпьте сверху крупой. Дайте высохнуть поделке и поставьте ее как украшение на Новый год. Снежинки Все мы в детстве вырезали снежинки из салфеток и развешивали их на окнах. Сегодня в продаже есть много различных украшений, однако ребенку будет очень интересно сделать снежинки самому и увидеть их на окне в своей комнате. Вырезайте снежинки не только из салфеток, используйте красивую бумагу для творчества. Воспользуйтесь снегом, инеем, блеском из баллончиков – покройте этими средствами свои изделия. Снежинки не обязательно прилеплять на стекло. Можно развесить их на ниточках по всей комнате, или украсить одно место, например, люстру, шторы или саму елку. Рисунки на стекле На окне или зеркале можно нарисовать настоящий зимний пейзаж. Приобретите специальные краски для рисования по стеклу. Также вам пригодятся искусственные снег и иней в баллончиках. Вначале нарисуйте задуманное на листе бумаги, или найдите подходящую картинку в книжке, на открытке, с которой вы потом будете срисовывать. Перенесите иллюстрацию простым карандашом на стекло и начинайте разукрашивать. Пусть ваш малыш принимает активное участие в украшении окна или зеркала, даже если он сделает что-то не совсем так, как вам хотелось бы, ведь все эти картинки вы рисуете, прежде всего, для него. Елочные игрушки Заранее приготовьте десяток скорлупок от яиц. Для этого, когда будете готовить, не разбивайте яйцо полностью, а проделывайте в нем небольшую дырочку с одного конца и аккуратно выливайте яйцо, оставляя скорлупу почти целой. Вымойте ее изнутри и снаружи и оставьте сушиться. Эти заготовки могут превратиться в ваших руках во что угодно: в голову Петрушки, в шарики для елки, в снеговиков, цыплят и т.д. Дырочку закрывайте приделанными колпачками, шляпками, и другими украшениями. Также на этом месте приделывайте веревочку, на которой будет висеть поделка. Используйте для творчества клей ПВА, цветную бумагу, картон, краски, различные баллончики с блестками и т.д. Новый годИгры Даже обычную кукольную игру можно сделать зимней. Помогите малышу нарядить кукол (человечков из киндер-сюрпризов и т.п.) в шапки и шарфы. Смастерите из настоящего снега или из снега из морозильной камеры ледяную горку, поставьте ее в тарелку с бортиками, чтобы талая вода не растекалась по столу. Покажите малышу, как его игрушки-человечки катаются с горки. Когда это надевают Ведущий делает небольшую кучу из одежды для разных сезонов и вытягивает по одной вещи. Ребенок должен посмотреть на вещь и отгадать, когда ее надевают: зимой, летом или весной-осенью. В эту игру можно играть нескольким детям, отгадывая по очереди. Я знаю Ведущий говорит первую фразу, которую должны продолжить участники. Например: «Я знаю три зимних месяца…» продолжение должны произнести игроки. Далее ведущий говорит: «Я знаю пять признаков зимы…», «Я знаю пять видов зимней одежды», «Я знаю четыре зимних развлечения» и т.д. Сбившийся игрок уступает очередь следующему. Снежки Даже, если у вас за окном нет снега, не печальтесь. Сшейте из белой ткани десять-двадцать небольших шариков, наполнив их синтепоном или ватой. Включите веселую детскую музыку и под нее начинайте играть в «Домашние снежки». Если ребенок постарше – можно играть с условиями. Проведите посередине комнаты, где вы будете обкидываться снежками, линию (можно положить веревку и т.п.), разделив помещение на две равные части. Когда начинается музыка, начинайте обкидываться. Задача игроков, чтобы на их стороне осталось как можно меньше «снежков» на момент окончания песни. Когда музыка перестает звучать, идет подсчет снежков и определение победителя. В эту игру можно играть и командами, тогда лучше сделать большее количество снежков. Викторина С ребятишками от четырех-пяти лет можно поиграть в зимнюю викторину. Заранее подготовьте вопросы и по очереди задавайте их игрокам. Вопросы могут звучать так: 1. Что появится в стакане с водой, если его вынести на мороз? (Лед) 2. Во что зимой превращается дождь? (В снег) 3. Как можно перенести воду без посуды? (Заморозить ее) 4. Какие вы знаете зимние развлечения? (Каток, снежная горка, снежки, лыжи) 5. Длинное, прозрачное, холодное свисает с крыши. Что это? (Сосулька) 6. Что будет со снегом, если его принести домой? (Растает) 7. Встречаются ли две одинаковые снежинки? (Нет) 8. Когда длиннее день: зимой или летом? (Летом) 9. Когда длиннее ночь: зимой или летом? (Зимой) 10. Какое животное зимой спит? (Медведь) Если даже малыши не смогут ответить на какой-то вопрос, для них будет познавательным услышать ваш ответ и объяснение: почему это так, а не иначе. Загадки Пусть ребятишки поищут ответ на зимние загадки: Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой) В них упрячешь две ноги И в мороз гулять беги. (Валенки) Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Он помогает нам всегда, Когда приходят холода. (Шарф) Пушистый сугроб, Тело облепил, От мороза укрыл. (Шуба) Рисует художник пейзаж на стекле, но эта картина погибнет в тепле. (Мороз) Две полоски на снегу Оставляют на бегу. Я лечу от них стрелой, А они опять за мной. (Лыжи) Мчусь как пуля я вперед, Лишь поскрипывает лед, Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки) Он всю зиму долго спал, Лапу правую сосал, А проснулся – стал реветь. Этот зверь лесной - … (Медведь) Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила, И на санках прокатила. (Зима) Пухом землю замело, За окном белым-бело. Эти белые пушинки Не годятся для перинки. (Снег) Использование разнообразного материала и всевозможных форм позволит вам наиболее доступно и интересно донести до сознания ребенка, что такое зима, чем она отличается от других времен года и почему зимой происходят те или иные метаморфозы в природе. Смена рода деятельности (загадки, поделки, игры и т.д.) не даст ребенку заскучать и устать, а совместное времяпровождение сблизит вас с вашим малышом.

Комментарии к статье Познакомьте ребенка с весной :
Что нужно знать до зачатия. Резус-фактор
Беременности издревле считалась естественным состоянием женщины. Напомним, что аборты запрещались законом и Церковью, поэтому в семьях нередко было
Уход во время беременности
Каждая женщина по-разному реагирует на беременность. В уходе во время беременности за кожей наиболее важна профилактика, поэтому следует избегать
Как выбрать коляску?
Когда вы ждете малыша или уже стали мамой, самое время выбирать детскую коляску. Сегодня выбор колясок огромен, и не сложно растеряться в таком
Разнополые близнецы могут делить одну плаценту
В New England Journal of Medicine был описан случай, когда разнополые близнецы делили одну плаценту, сообщает Associated Press. Каждый из детей при
Хотите родить мальчика - ешьте побольше жирного
Американский микробиолог Черил Розенфельд стала героиней германского журнала Spiegel. В небольшой статье, посвященной исследованиям группы ученых,
Успешное зачатие
Планируете беременность в ближайшем будущем? Тогда наши советы, как обеспечить зачатие от специалистов в области гинекологии, психологии и здорового
Завтра — новый день
Подводные камни здорового образа жизни
Все чаще современный человек начинает задумываться о здоровом образе жизни, одной из основ которого является правильное питание. Однако многие люди
Беременная итальянка снова зачала, еще не родив
Итальянская женщина сможет родить дважды еще до конца этого года, сообщает Ananova. Это стало возможным благодаря редчайшему медицинскому феномену,
Праздничный стол
Каждой хозяйке хочется, чтобы ее праздничный стол выглядел нарядно. Сервировка стола во многом зависит от умения и вкуса хозяйки. Прежде всего не
Воспитание чувств - осенний лес
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить малыша с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, рассказывать ему интересное о жизни
В семье ростовского священника родился 18-й ребенок
В самой многодетной в Ростовской области семье настоятеля храмов Серафима Соровского и Святотроицкого, священника Иоанна Осяка родился 18-й ребенок,


Детское здоровье - онлайн журнал © 2011-12 Все права защищены. Powered by Childsdoctor.ru
Копирования материалов запрещено!

Яндекс.Метрика